Производитель самолета Sukhoi SuperJet провел массовые сокращения сотрудников

Эта компания единственная в России выпускает гражданские реактивные лайнеры
В «Региональных самолетах», производителе SSJ100, было сокращено не менее 500 человек, говорят источники «Ведомостей»
В «Региональных самолетах», производителе SSJ100, было сокращено не менее 500 человек, говорят источники «Ведомостей» / Михаил Воскресенский / РИА Новости

О серьезных сокращениях в структуре, выпускающей самолеты SSJ100 (ранее это была компания «Гражданские самолеты Сухого», в конце 2019 г. она была присоединена к корпорации «Иркут» и в феврале 2020 г. стала ее филиалом «Региональные самолеты»), «Ведомостям» рассказали сотрудник «Региональных самолетов» и два человека, близких к Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). В ОАК входит «Иркут» и раньше входили ГСС. Сокращения прошли в этом году в полном соответствии с трудовым законодательством, добавляет один из собеседников «Ведомостей».

В «Региональных самолетах» было сокращено не менее 500 человек, говорит один из собеседников. Еще в 2019 г. ставилась задача оптимизировать штат примерно на 900 человек, добавляет другой собеседник, не уточняя, какая часть этой задачи выполнена. В ГСС в последние годы до объединения с «Иркутом» было 3000–3100 сотрудников, говорится в отчетности компании. Получается, под сокращение попало от 15 до 30% всех сотрудников. ГСС (а теперь филиал «Региональные самолеты») пока остается единственным в России производителем гражданских реактивных лайнеров. Ближнемагистральный самолет SSJ100 – первый и пока единственный гражданский лайнер, разработанный в России с нуля. Другие заводы ОАК выпускают буквально единичные экземпляры советских самолетов Ту-204 и Ил-96 для президентского летного отряда, силовых ведомств и МЧС.

Факт сокращений подтверждается отчетностью самого «Иркута». Это один из крупнейших субхолдингов ОАК, в том числе разрабатывает гражданский среднемагистральный лайнер МС-21. В 2018–2019 гг. в «Иркуте» по итогам каждого квартала было от 14 600 до 15 700 сотрудников. В отчетности этого года из-за присоединения ГСС отражены уже все работники объединенной компании: на конец II квартала в ней было всего 17 000 человек, или на 700 меньше, чем в сумме в «Иркуте» и ГСС на конец прошлого года.

Анатолий Сердюков
индустриальный директор «Ростеха»

«Оптимизационные мероприятия затронут в основном административно-управленческий персонал – в среднем сокращения планируются на 8–10% [сотрудников ОАК].» В интервью РБК 1 сентября 2020 г.

В рамках организационных мероприятий филиал «Региональные самолеты» покинуло порядка 10% работников, утверждает представитель «Иркута». Некоторое сокращение штатной численности произошло и в административном штате самого «Иркута», добавляет он. «Были объединены две ключевые компании гражданского авиастроения – «Иркут» и ГСС, каждая имела полноценную управляющую команду и административный штат, в рамках кадровой оптимизации были в первую очередь сокращены дублирующие друг друга управленческие и административные должности в московских командах», – говорит источник в «Иркуте».

Сокращения все-таки коснулись и инженерного состава, например, была сокращена часть инженеров «Региональных самолетов», работавших в г. Жуковском, говорят два собеседника в ОАК. Сокращенным инженерам были предложены должности в других холдингах ОАК, в частности на заводе МиГ в Луховицах (в скором будущем станет собирать региональные пассажирские самолеты Ил-114) или в самом «Иркуте», кто-то согласился, добавляют они. Хотя Луховицы находятся совсем в другой части Московской области. Непонятно только, почему инженеры не нужны самому производителю «Суперджетов», единственному действующему гражданскому авиапредприятию, вздыхает один из собеседников.

Поставки «Суперджета» авиакомпаниям в последние годы падали из-за плохой организации постпродажного обслуживания – вышедших из строя запчастей приходится ждать неделями, все это время самолеты не летают и не приносят выручки. В 2019 г. поставки упали до минимальных значений. В этом году президент Владимир Путин одобрил поставку авиакомпаниям 59 SSJ100 с использованием новых мер господдержки, их получат «Аэрофлот», Red Wings, «Азимут» и, возможно, другие авиакомпании. Это должно увеличить поставки SSJ100 и дать программе вторую жизнь. «Региональные самолеты» помимо выпуска SSJ100 заняты разработкой, по сути, нового самолета на его основе – SSJ new, в котором будет замещено большинство импортных комплектующих. Разработка SSJ new и российского двигателя для него – ПД-8 – обойдется в 120–130 млрд руб., писали ранее «Ведомости».

«Процесс формирования единой команды продолжается. Во главу угла ставится требование сохранить и развить ключевые компетенции, наработанные в объединяемых компаниях», – говорит представитель «Иркута».