Авиакомпании из-за плохого спроса почти вдвое снизили цены на билеты по России

Летом внутренний трафик рос благодаря отложенному спросу, но билеты на осень не раскупаются
Уже никто никуда не летит
Уже никто никуда не летит / Сергей Карпухин / ТАСС

Крупнейшие российские авиакомпании заметно снизили цены на внутренние перелеты: «Ведомости» сравнили стоимость самых доступных билетов из Москвы в 15 городов с самым большим трафиком. Билеты с вылетом в сентябре – октябре сейчас стоят на десятки процентов дешевле, чем стоили в начале лета. Это ненормальная ситуация, обычно билеты стоят тем дороже, чем ближе перелет.

Крупнейший российский перевозчик четырех последних месяцев – S7 Airlines вдвое снизила цену перелета из столицы в Уфу, теперь самые доступные билеты в один конец на сентябрь – октябрь стоят 3000 руб., на 40% упали цены на перелеты в Краснодар (до 3600 руб.), Пермь (до 4000 руб.), Сочи (до 3000 руб.) и Новосибирск (до 7300 руб.), следует из информации системы бронирования. На 25–35% подешевели билеты в Самару (до 4200 руб.), Казань (до 3600 руб.), Екатеринбург (до 4700 руб.) и Красноярск (до 9000 руб.), на 10–20% – в Ростов-на-Дону (до 4000 руб.), Омск (до 5000 руб.), Волгоград (до 5000 руб.) и Иркутск (до 10 700 руб.). Не упали цены только на полеты в Санкт-Петербург (2500 руб.) и Минеральные Воды (4000 руб.).

Снизил цены на сентябрь – октябрь и национальный перевозчик «Аэрофлот»: по сравнению с ситуацией на начало лета перелеты в Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар подешевели примерно на 40%, в Самару, Пермь и Иркутск – на 30%, в Омск, Казань, Минеральные Воды и Красноярск – примерно на 20%, в Санкт-Петербург и Сочи – примерно на 15%. Цены на билеты в Уфу, Ростов-на-Дону и Волгоград остались прежними. Цены «Аэрофлота» незначительно – на несколько сотен рублей – выше, чем у S7.

Снижение цен происходит, несмотря на восстановление авиатрафика внутри России. Из-за введенных для борьбы с коронавирусом санитарных ограничений внутренние перевозки сократились в апреле и мае на 87 и 84% соответственно. Заметное восстановление началось летом, в конце июля и в августе российский трафик достиг уровня 2019 г., сообщала Международная ассоциация аэропортов. Лоукостер «Победа» (100%-ная «дочка» «Аэрофлота») в июле даже при закрытых границах только внутри страны перевез на 6% больше пассажиров, чем в июле 2019 г. по России и за рубеж в сумме.

«Восстановлению летом помог курортный сезон. Отложенный спрос на отдых в значительной степени удовлетворен, билеты на осень продаются очень плохо», – объясняет снижение цен сотрудник крупной авиакомпании.

«Глубина бронирования по всем направлениям сейчас сильно сократилась. Эта тенденция прослеживается по тем странам, где начали снимать ограничения на полеты. Почти половина продаж билетов происходит за несколько дней – неделю до вылета, люди просто не строят долгосрочных планов, опасаясь новых ограничений авиасообщения. Серьезные ограничения на международные авиаперелеты сохраняются, поэтому российские авиакомпании вынуждены переориентироваться на внутренние направления, где наблюдается избыток емкостей и, как следствие, ценовой демпинг», – передал «Ведомостям» руководитель московского офиса Bain & Company Юрий Спекторов.

Другая причина плохого спроса – ухудшившееся за время пандемии финансовое состояние населения. «Мы видим по уходящему лету, что люди до сих пор не восстановили свои финансовые возможности и готовы летать только по еще более низким ценам, чем обычно предлагает «Победа». В летний сезон 2020 г. мы продавали билеты в 2–3 раза дешевле аналогичного периода прошлого года, в осень мы решили зайти тоже с аномально сниженными ценами – в среднем в 2 раза дешевле осени 2019 г.», – приводит пресс-служба лоукостера слова его гендиректора Андрея Калмыкова. Распродажу осенних перелетов по сниженным ценам «Победа» проводила 17–20 августа.

На каждый рейс системы управления продаж крупных авиакомпаний имеют несколько десятков тарифов, сначала в каждом классе бронирования (эконом, комфорт, бизнес) система выставляет квоту самых дешевых билетов, по мере их продажи выставляет более дорогие и т. д. Поэтому по мере приближения вылета цены на рейс обычно растут.

«В крупных авиакомпаниях есть созданные благодаря многолетнему анализу данных математические модели продаж, в которые заложена и скорость выкупа билетов на каждый рейс. Если билеты продаются медленнее, чем заложено в модели, – а это и происходит сейчас – система управления продаж немного снижает цены. Но сильное снижение цен, на десятки процентов, – это результат ручного вмешательства», – объясняет собеседник в крупной авиакомпании.

«Сезонное снижение тарифов на внутренних линиях – процесс закономерный и ожидаемый, однако в этом году старт низкого сезона смещается на более ранние даты, по некоторым направлениям на начало 1 сентября. По известным причинам и в высокий сезон тарифы были ниже уровня лета прошлого года», – пояснила «Ведомостям» пресс-секретарь «Аэрофлота» Юлия Спивакова. Мы публично не обсуждаем ценовую политику, говорит представитель S7.

Плюс бизнес-туризм восстанавливается заметно медленнее курортного туризма, рассказывали «Ведомостям» гендиректор компании «Аэроклуб» Юлия Липатова и председатель совета директоров компании «Випсервис» Дмитрий Горин. У многих компаний, особенно крупных, запреты на командировки действуют до конца года, часть переговоров переходит в онлайн.

Во все перечисленные выше 15 городов летают только «Аэрофлот» и S7. Лоукостер «Победа» летает в 13 городов (кроме Ростова и Самары), у остальных крупных перевозчиков сеть меньше. Самые низкие цены на перелеты по России держит «Победа». В отличие от других авиакомпаний, ее цены на одно направление сильно разнятся в зависимости от дня недели. Например, в сентябре – октябре в Санкт-Петербург лоукостером в большинство дней можно улететь за 1500 руб., а в некоторые дни – за 1000 руб., в Сочи, Казань, Екатеринбург и Пермь – за 2000 руб.

«Мы ожидали жесткой – в том числе ценовой – конкуренции за пассажира, эти прогнозы в целом оправдались. Конечно, маркетинговая политика «Победы» влияет на общий уровень цен на рынке. Большинство игроков вынужденно следуют за ней», – объясняет Спивакова. Из-за избыточной конкуренции на внутреннем рынке и агрессивной ценовой политики «Победы» авиакомпании уже проводили обрушение цен. В мае «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и Utair в 2–3 раза снизили цену билетов на июнь по сравнению с ценой этих же билетов весной.