Мэрия Москвы закроет единственный в России монорельс из-за неэффективности
У ветки 39 постоянных пассажиров при ежегодных затратах на содержание в 800 млн рублейПравительство Москвы в ближайшее время закроет монорельсовую дорогу, которая входит в систему метрополитена и обозначается на схеме метро как ветка № 13. Об этом «Ведомостям» рассказали три чиновника мэрии. Точная дата закрытия еще не определена, произойдет это скорее всего в августе, уточняют два собеседника. Весьма вероятно, что мэрия официально объявит о закрытии всего лишь на длительный ремонт, но перезапущен монорельс уже не будет, уверяет один из собеседников. Монорельс работает с 2004 г.
«Обсуждаются разные варианты судьбы монорельса, но пока решений не принято», – говорится в ответе на запрос «Ведомостей», подготовленном пресс-службами ГУП «Московский метрополитен» и департамента транспорта Москвы. «Постоянные популистские заявления на эту тему уже надоели», – сказано в ответе.
«Эксплуатация монорельса очень затратна, и такой вид транспорта бесперспективен. Его эксплуатация обходится в 800 млн руб. в год, это значительная сумма, особенно в условиях пандемии, когда все мы все силы направляем на то, чтобы не замедлять развитие основных видов транспорта, – говорится в ответе на запрос. – Монорельс в год перевозит всего 1,5 млн пассажиров – столько же составляет трафик МЦК за три дня. А основные городские виды транспорта перевозят в сутки 19 млн человек». Даже неловко называть цифры: у монорельса 39 постоянных пассажиров, именно столько карт «Тройка» мы видим, владельцы которых пользуются монорельсом более 20 дней в месяц, рассказал представитель метрополитена.
Московский монорельс – единственный в России, использующийся как вид городского транспорта, и один из трех в Европе. Другие два работают в немецких Дортмунде и Вуппертале. Монорельсовые поезда в мире чаще используется для перевозки пассажиров по территории крупных аэропортов или между аэропортами и городами, а также в парках развлечений. Идею построить в Москве монорельс как модный вид транспорта выдвинул и реализовал предыдущий мэр Юрий Лужков. Монорельс обошелся городскому бюджету в 6,3 млрд руб. Ветка длиной 4,7 км проходит от ул. Милашенкова до ул. Сергея Эйзенштейна по эстакаде на высоте 6 м. Всего на ветке шесть станций.
Поезд для монорельса с подачи Лужкова разработал Московский институт теплотехники, главный разработчик российских межконтинентальных ядерных ракет. В том числе поэтому монорельс так дорого содержать: единичные экземпляры поездов дороги в эксплуатации, запчасти для них тоже уникальны и обходятся дорого, говорит городской чиновник. Для монорельса было поставлено 10 поездов, в рабочем состоянии находится всего четыре, впрочем, и они справляются с пассажиропотоком, добавляет источник «Ведомостей». Подвижной состав монорельса устарел и новый купить невозможно, сказал представитель метрополитена.
Чиновники мэрии уже много лет говорят о неэффективности монорельса. Но закрывать его мэрия не решалась из опасений, что это вызовет недовольство жителей, указывает чиновник. Решение о закрытии ранее уже принималось, но потом в последний момент отменялось, добавляет он. Востребованность монорельса особенно упала в 2016 г. после открытия МЦК и продления Люблинско-Дмитровской ветки метро на север. В 2017 г. его перевели в так называемый экскурсионный режим: поезда стали ходить раз в полчаса, ранее ходили каждые несколько минут.
«Монорельсовая дорога – это один из самых уникальных транспортных объектов России, некий памятник волюнтаризму времен Лужкова, который взял и построил эту дорогу, хотя экономически в этом районе целесообразнее было построить трамвайную линию», – говорит член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков. Плюс монорельса в том, что он в отличие от автобусных и трамвайных маршрутов пересекает Октябрьскую железную дорогу, добавляет эксперт. Монорельс можно было бы и сохранить, но при условии снижения эксплуатационных расходов, отмечает он.