«Трансконтейнер» запретил перевозить свои контейнеры в полувагонах
Разрешить такой способ предлагает владелец крупного оператора Владимир ЛисинВходящий в группу «Дело» Сергея Шишкарева «Трансконтейнер» запретил перевозить свои контейнеры в полувагонах. Об этом говорится в телеграмме президента «Трансконтейнера» Александра Исурина, разосланной в конце июня в филиалы компании. Эта компания – крупнейший в России оператор фитинговых железнодорожных платформ для перевозки контейнеров, а также крупнейший владелец самих контейнеров. Таким образом, компания запрещает возить свои контейнеры в полувагонах и другим операторам, говорит сотрудник компании – партнера «Трансконтейнера».
«Трансконтейнер» принадлежат около 84 000 крупнотоннажных контейнеров, а всего в перевозке контейнерных грузов по России железнодорожным транспортом активно (более трех перевозок в год) задействованы около 300 000 контейнеров. Понятно, что контейнеры, принадлежащие крупнейшим операторам – «Трансконтейнеру» и Fesco, – активнее других задействованы в этом грузообороте», – говорит гендиректор компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.
Перевозки контейнеров полувагонами и так запрещены приказом РЖД еще в 2014 г. Но летом этот вопрос вызвал спор среди крупных операторов. Владимир Лисин, владелец Новолипецкого металлургического комбината и Первой грузовой компании (один из крупнейших операторов полувагонов), на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова в июне предложил снова разрешить перевозки контейнеров полувагонами. В России профицит полувагонов, использование их под контейнеры поможет снизить порожний пробег последних, мотивировал свое предложение Лисин. Существующая норма [про фитинговые платформы] придумана в чьих-то интересах, сказал тогда Лисин. Гендиректор РЖД Олег Белозеров назвал идею интересной. Операторы фитинговых платформ, прежде всего «Трансконтейнер» и Fesco, выступили против: это вызвало бы профицит платформ; погрузка контейнеров в полувагоны занимает в 5–7 раз больше времени, чем на платформы, т. е. замедлилась бы обработка контейнеров в портах; перевозка полувагонами может привести к повреждениям контейнеров и самих грузов. Об этом операторы предупреждали в письме Белозерову. «Ведомости» ознакомились с письмом, о нем также сообщал РБК.
До ноября 2019 г. 50%+2 акции «Трансконтейнера» принадлежали РЖД, поэтому эта норма была выгодна монополии и не могло быть речи о том, чтобы ее отменить, напоминает сотрудник железнодорожного оператора. РЖД продали этот пакет с аукциона, его купила группа «Дело», заплатив 60,3 млрд руб. при стартовой цене в 36,16 млрд руб. Основным соперником «Дела» на аукционе была Первая грузовая компания Лисина.
Запрет «Трансконтейнера» еще до того, как РЖД приняли решение, носит характер упреждающего, это некий сигнал участникам рынка, считают сотрудники двух железнодорожных операторов.
«Этот вопрос сейчас обсуждается со всеми участниками рынка», – говорит представитель РЖД. Решение на уровне правительства еще не принято, утверждает федеральный чиновник. «Мы по-прежнему считаем, что погрузка контейнеров в полувагоны создает риски для безопасности движения, грузов и подвижного состава. По нашим данным никаких технологических прорывов при использовании полувагонов для перевозки контейнеров не произойдет», – передал «Ведомостям» Исурин через представителя. «Бруски, гвозди, пневмоматы, которые инициаторы разрешения на перевозку предлагают использовать для якобы безопасного крепления контейнеров в полувагонах, отбрасывают с нашей точки зрения развитие логистики в прошлый век. Наши расчеты показывают, что даже при полной очистке дна полувагона и опоре на четыре точки создается избыточное давление на конструкцию вагона и контейнера», – передал Исурин.
«Разрешение перевозить контейнеры полувагонами по всей сети РЖД привело бы к комплексу негативных последствий: снизилась бы скорость обработки в контейнерных терминалах, возникала бы опасность повреждения грузов», – считает Бурмистров. Но в отдельных случаях такое решение могло бы быть эффективным, например, для металлургических холдингов, рассуждает эксперт: у них высвобождается большое количество полувагонов, а металлопродукцию сложнее повредить при перевозке в контейнерах.
Представитель ПГК от комментариев отказался.