«Северный поток – 2» ждет «Фортуну»

Дания смягчила требования к российским трубоукладчикам
DPA/TASS
DPA/TASS

Датское энергетическое агентство (DEA) разрешило использовать при строительстве «Северного потока – 2» (СП-2) судов с якорным позиционированием. Ранее в выданном Данией разрешении на проведение трубоукладочных работ четко прописывалось только использование судов с динамической системой позиционирования – т. е. геолокации и автоматического подруливания. Это жесткое требование датские власти объяснили тем, что недалеко от трассы СП-2 на дне имеются скопления боеприпасов времен Первой мировой войны, в том числе химического оружия. Теперь же DEA признало, что недостроенная часть газопровода в датских водах «находится за пределами района, где не рекомендуется донный трал, анкеровка (якорная стоянка) и работы на морском дне из-за риска, создаваемого затопленным химическим оружием». «Изменения в разрешении означают, что компания может использовать трубоукладчики с якорным позиционированием как независимо, так и в комбинации с трубоукладчиками с системой динамического позиционирования», – говорится в сообщении DEA.

Решение датского регулятора можно считать большим успехом России, ведь после введения Вашингтоном санкций против судов, участвующих в строительстве СП-2, основной подрядчик проекта – швейцарская компания Allseas – отказался от продолжения работ по контракту. Так что «Газпрому» придется использовать собственные суда. Система динамического позиционирования установлена только на одном российском трубоукладчике – «Академике Черском». Второе судно, способное работать на строительстве нового газопровода, – баржа «Фортуна» оснащена якорной системой. Для опасений, что Копенгаген не допустит ее до работ, были достаточно серьезные причины. Ведь именно датчане в свое время до предела задержали выдачу разрешения на строительство СП-2, что и привело к нынешним проблемам проекта. Однако дальше судьбу проекта Дания решила не усложнять.

Тем более что вопрос с транзитом российского газа – а именно он был главной политической причиной, по которой DEA затягивало рассмотрение всех документов по СП-2, – уже закрыт. Да и самой Дании осенью пришлось остановить добычу газа на собственном месторождении Тайра, и теперь Копенгаген остро нуждается в закупках у Германии газа, поставляемого из России.

В решении датского регулятора указывается, что оно вступит в силу 3 августа, когда истечет срок его обжалования. К этому времени строительный флот «Газпрома» будет готов продолжать работы. «Академик Черский» и «Фортуна» сейчас находятся в германском порту Мукран, который служит логистической базой строительства СП-2. А сегодня в Калининград должны прибыть из Владивостока два судна снабжения – «Иван Сидоренко» и «Остап Шеремета», которые, как планируется, будут поставлять трубы и материалы из Мукрана к «Академику Черскому» и «Фортуне» в ходе строительства.

Теперь единственное, что может помешать завершению строительства СП-2, – новые американские санкции. В начале июня группа сенаторов США внесла на рассмотрение законодателей законопроект о введении санкций против всех компаний, которые предлагают услуги по страхованию или модернизации судов-трубоукладчиков, а также по проведению тестов, проверки или сертификации для обеспечения работы газопровода. В конце июня сенат США включил дополнительные санкции против газопровода в проект оборонного бюджета. Это практически гарантирует принятие санкций – президент США подписывает законопроект автоматически. Так же сенаторы действовали и в прошлом году – первый пакет санкций против «Северного потока – 2» вступил в силу в составе оборонного бюджета. Так что у «Газпрома» нет выбора: закончить строительство «Северного потока – 2» придется до конца этого года.