Власти отвергли идею отпустить цены на бензин
Ранее о либерализации рынка просили владельцы независимых АЗСВ письме Минэнерго от 30 июня главе Независимого топливного союза (НТС; объединяет АЗС, не входящие в вертикально-интегрированные нефтяные компании, ВИНК) Павлу Баженову говорится, что предложения, направленные НТС в Минэнерго и ФАС, обсуждались совместно с Минфином, Минэкономразвития и Минтрансом, что позволило сформировать консолидированную позицию. Профильные ведомства отвергли предложения НТС. «Ведомости» ознакомились с копией документа, его подлинность подтвердил представитель НТС.
В частности, в документе говорится о нецелесообразности приостановки до конца года действия демпфера. Он позволяет правительству косвенно влиять на цены горючего на АЗС: нефтяники платят в бюджет часть прибыли, если оптовые цены на бензин и дизель в стране превышают среднюю экспортную цену. В обратной ситуации им доплачивают разницу из бюджета, чтобы избежать резкого наращивания экспорта. Демпфер позволяет не повышать цены внутри страны, когда они растут за рубежом. Но также не дает им снижаться, даже если во всем мире стоимость топлива идет вниз.
В 2019 г., по данным Минфина, для поддержания стабильных цен на топливо нефтяники получили около 300 млрд руб., говорится в письме Минэнерго. В документе подчеркивается, что демпфирующий механизм позволяет стабилизировать цены для конечных потребителей на АЗС.
В Минфине ранее неоднократно высказывались за сохранение демпфера. Представитель министерства подтвердил «Ведомостям», что позиция ведомства не изменилась. При снижении цен на нефть, как это происходит сейчас, доходы от демпфера дают возможность финансировать расходы бюджета, в том числе социальные, добавили в Минфине.
В Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС на запросы «Ведомостей» не ответили. В Минтрансе сообщили, что направили свою позицию в Минэнерго (подробности не раскрыли).
Также невозможна либерализация цен в рознице, следует из письма Минэнерго: формально государство не устанавливает конечные цены бензина и дизеля. Регулирование происходит за счет демпфирующего механизма, а конечные цены зависят от соотношения спроса и предложения. При этом ФАС работает с ВИНК, с тем чтобы не допускать колебания цен и ажиотажа, а также проводит мониторинг стоимости топлива в рознице и еженедельные заседания биржевого комитета с участием всех участников рынка, следует из июньского письма ФАС в Минэнерго (копия есть у «Ведомостей»).
В мае НТС обратился в Минэнерго и ФАС с просьбой приостановить действие демпфера и отпустить цены на заправках, а также отменить запрет на импорт топлива в страну (введен в качестве временной меры до 1 октября). Это помогло бы сдержать рост оптовых цен на топливо и восстановить баланс спроса и предложения, нарушенный из-за пандемии коронавируса, – таково мнение владельцев независимых АЗС (в НТС включено 35 компаний; участниками проектов НТС являются 139 компаний с сетью порядка 6000 АЗС).
На фоне смягчения карантина спрос на бензин в стране начал расти, что привело к резкому увеличению стоимости в опте. Так, в мае бензин марки Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) подорожал на 23,6% до 49 600 руб./т, Аи-95 – на 27,4% до 51 900 руб./т. К 3 июля стоимость 1 т 92-го составляла уже 51 100 руб., 95-го – 59 600 руб. В то же время на АЗС, по данным ЦДУ ТЭК, с мая по июль Аи-92 и Аи-95 подорожали в среднем всего на 0,02 руб./л. Рост цен в опте привел к снижению рентабельности автозаправочного бизнеса. По данным НТС, средняя маржинальность российских АЗС по Аи-92 составляет сегодня 1,56 руб./л (3,65%), по Аи-95 – 1,08 руб./л (2,32%), по дизтопливу – 3,20 руб./л (6,66%).
При этом среднесуточная реализация автобензинов на бирже в июне выросла на 11% к маю. Возникли проблемы с отгрузками топлива по заявкам независимых АЗС. С наибольшими трудностями столкнулись Тульская, Самарская, Тверская, Рязанская и Саратовская области, Башкортостан, говорилось в майском письме Баженова в Минэнерго и ФАС.
Дальнейший рост стоимости нефтепродуктов в мелком опте и сокращение маржинальности грозят топливным кризисом – подобным тому, с которым Россия столкнулась весной – осенью 2018 г., считает Баженов. Средние и крупные независимые сети АЗС имеют небольшой запас горючего и не смогут выдержать текущие ценовые условия более 2–3 месяцев, добавил он.
Рост спроса на Аи-95 действительно был более резким, чем ожидалось, – по данным ритейлеров, в ряде регионов он уже выходит на докризисный уровень, а восстановление производства отстает, сказал «Ведомостям» главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. По 92-му бензину ситуация лучше: котировки в допустимом диапазоне и значительно ниже максимальных уровней 2018 г. Ежов признает, что реализация Аи-95 в рознице сегодня убыточна. Но по Аи-92 и дизелю текущая рентабельность позволяет независимым АЗС держаться на плаву. Баланс на рынке должен восстановиться в течение месяца, полагает он. О том, что спрос на моторное топливо начал стабилизироваться, 2 июля также заявлял начальник управления регулирования ТЭКа и химической промышленности ФАС Армен Ханян. Впрочем, Ежов не исключил, что в долгосрочной перспективе, когда потребление превысит докризисный уровень, ситуация с дефицитом бензина может повториться: нефтяники сегодня экономически не заинтересованы в наращивании мощностей НПЗ.
В «Роснефти», «Сургутнефтегазе», «Лукойле», «Газпром нефти» и «Татнефти» не ответили на запросы «Ведомостей».