Из аптек исчезло несколько востребованных импортных препаратов
Некоторые из них уже не вернутся на российский рынокСразу четыре востребованных импортных препарата исчезли из розницы весной – летом 2020 г. Все они производятся двумя компаниями – французской Sanofi и швейцарской Roche. Об этом свидетельствуют данные аналитического агентства DSM Group и агрегатора аптек «Мегаптека.ру». Отсутствие части лекарств также подтвердили представители самих фармкомпаний.
Аналитики «Мегаптека.ру» проанализировали данные 15 000 сотрудничающих с агрегатором аптек – это 20% от российского розничного рынка, по данным компании. Они определили самые популярные запросы пользователей, по которым те не могут найти нужных препаратов, так как лекарства отсутствуют во всех или практически во всех аптеках-партнерах.
Эксперты DSM также проанализировали продажи по получившемуся списку исчезнувших препаратов за май 2019 и 2020 гг. Падение продаж на 90–100% говорит об отсутствии лекарства в аптеках, сообщил представитель агентства. В репрезентативную выборку DSM попало 28 000 аптек, или 40% розничного рынка.
Среди пропавших лекарств – используемый для лечения болезни Паркинсона мадопар и применяющийся при тяжелых формах акне роаккутан производства Roche. По данным «Мегаптека.ру» на 29 июня, эти препараты были в наличии только в 0,06% из 15 000 аптек-партнеров. Продажи мадопара в мае 2020 г. упали на 60% год к году, а роаккутана – на 97%, по информации DSM.
В начале лета представитель Roche также подтверждал «Ведомостям» дефицит мадопара в России. Проблемы в июне были и с доступностью роаккутана. Сейчас, по его словам, партии обоих лекарств уже поставлены в страну и вскоре появятся в обороте. Пока поставок мадопара и роаккутана не было, говорит гендиректор eapteka.ru Антон Буздалин.
Противомалярийный плаквенил компании Sanofi на 30 июня был только в 0,1% подключенных к «Мегаптека.ру» торговых точек, а диуретик лазикс в ампулах – в 0,08%. Их продажи в мае, по данным DSM, упали год к году на 64 и 98% соответственно.
Директор по корпоративным связям Sanofi в Евразии Юрий Мочалин подтвердил дефицит лазикса в России, сказав, что его производство закрыто – компания уведомила об этом Росздравнадзор в августе 2019 г. Плаквенил, по его словам, есть на складе компании в достаточных количествах.
Причины исчезновения препаратов с российского рынка разные и зависят от конкретного лекарства, объясняют Мочалин и представитель Roche.
Дефицит мадопара объясняется ростом спроса на этот препарат, который вызван сокращением доступности альтернативных опций лечения, в первую очередь препаратов-аналогов или дженериков, сообщил представитель Roche. Дополнительный спрос также спровоцировала пандемия и карантинные меры, добавляет он: в ряде стран пациентам было рекомендовано запастись лекарством, чтобы не выходить лишний раз в аптеки или медучреждения.
Во II квартале 2020 г. Roche также столкнулась с дефицитом одной из фармацевтических субстанций, которые используются при производстве мадопара, сетует представитель компании. Это не связано с пандемией, проблема решена, уверяет он.
Мадопар пропал со складов поставщиков из-за переоформления регистрационного удостоверения, полагает гендиректор «Мегаптека.ру» Дмитрий Чирков, с подачи заявления прошло около двух месяцев, скорее всего препарат появится в аптеках в ближайшее время.
Дефицит плаквенила связан с появившимся еще в марте ажиотажным спросом на противомалярийные препараты. Тогда СМИ сообщали об их эффективности при лечении коронавируса, напоминает Чирков. С этим согласен и Мочалин. Сейчас нет достаточных клинических оснований, чтобы говорить об эффективности и безопасности плаквенила при лечении COVID-2019, подчеркивает он.
Иностранные препараты исчезают с российского рынка, так как часто не могут конкурировать с более дешевыми дженериками, считает гендиректор DSM Сергей Шуляк. Из-за более высокой цены импортные лекарства проигрывают на государственных торгах, которые приносят значительную часть выручки. Выпускать препарат в небольшом количестве для российской розницы не имеет смысла – это дорого: нужно делать для товара русскоязычную упаковку, соблюдать все регламенты и др. Бывают случаи, когда дженерики вытесняют оригинальное лекарство и с аптечного рынка, резюмирует Шуляк.
О большом количестве дженериков у своих препаратов говорят и сами производители. Представитель Roche сообщил минимум о трех препаратах-заменителях у роаккутана. У лазикса в общей сложности 25 дженериков в разных формах, рассказал Мочалин.
Представители Минздрава и Росздравнадзора не ответили на запросы «Ведомостей».