Непродовольственная торговля за месяц восстановилась на 70% в Москве

Лучше всего продаются одежда и обувь, хуже – косметика
Лучшими днями за последние месяцы для торговых центров в Москве стали 24 и 25 июня
Лучшими днями за последние месяцы для торговых центров в Москве стали 24 и 25 июня / Reuters

За первый месяц работы после ограничений, связанных с коронавирусом, с 1 по 29 июня число посетителей столичных торговых центров составило -33,6% к июню 2019 г., рассказал «Ведомостям» президент консалтинговой компании Watcom Роман Скороходов. В Санкт-Петербурге показатели не столь оптимистичные – примерно -60% к июню 2019 г. Это объясняется тем, что ограничительные меры полностью не сняты, поясняет Скороходов: работают лишь магазины со входом с улицы.

За минувший месяц трафик посетителей на уровень до самоизоляции в Москве еще не вернулся и находится на уровне 70% прошлых лет, подтверждает президент Российского союза торговых центров Дмитрий Москаленко. По его мнению, это связано с изменением покупательского поведения, снижением доходов и отсутствием новых коллекций у продавцов одежды и обуви. По замерам Watcom, лучшими днями для торговых центров в Москве стали 24 и 25 июня: показатели посещаемости достигли -23,4 и -24,9% соответственно к июню 2019 г. Это предсказуемо, говорит Скороходов: даты совпали с открытием ресторанов, а люди очень устали сидеть дома, отправившись в рестораны, заодно шли в магазины.

Посещаемость растет с первого дня открытия ТРЦ, а с открытием фудкорта и ресторанов трафик заметно оживился, подтверждает коммерческий директор ТРЦ Columbus Максим Лепендин: в следующем квартале, после открытия кинотеатров и детских развлекательных клубов, трафик может приблизиться к прошлогоднему.

Уверенно торгуют представители международных и молодежных fashion-брендов, спортивных и детских товаров, у покупателей есть сезонный интерес к обуви, продолжает Лепендин: чувствуется отложенный спрос, а продажи активно растут от недели к неделе.

Быстрее всего, по мнению Скороходова, восстанавливаются продажи одежды и обуви, недоступных для покупателей в апреле – мае. По данным Watcom, посещаемость магазинов одежды и обуви в июне восстановилась почти на 73%.

В московских магазинах «Спортмастер» трафик постепенно восстанавливается и достиг уже 70% от уровня до коронавируса, сообщил представитель компании. Быстрее всего восстанавливается рынок Москвы и Подмосковья, отмечает президент Finn Flare Ксения Рясова: трафик в столичных точках на уровне -33% к июню 2019 г., но выручка уже всего на 14–15% ниже июня прошлого года.

В целом по России у Finn Flare розничные продажи пока на 67% ниже прошлого года. Проблема в регионах, сетует Рясова: закрыты торговые центры Петербурга, Новосибирска, Воронежа, Красноярска, Сыктывкара, Сургута, Череповца, Челябинска, Екатеринбурга, Рязани и Казани.

Продажи за июнь близки к показателям июня 2019 г., радуется владелец Zenden Group (бренды Zenden, Thomas Munz и Mascotte) Андрей Павлов, это заметно в Москве, Нижнем Новгороде, Пскове, Белгороде и еще десятке регионов.

По итогам июня трафик в сопоставимых магазинах в ряде регионов уже сопоставим с показателями прошлого года, добавляет гендиректор сети одежды и обуви Familia Светлана Можаева. Например, в июне в Москве трафик составил -3% к июню 2019 г., а в Московской области магазины только начали открываться 25 июня – и сразу с приростом к прошлому году.

Покупателя привлекают богатый выбор и скидки, говорит Павлов, в прошлые годы летнюю коллекцию начинали продавать с апреля, а с июня постепенно начались распродажи. В этом году пришлось начинать сразу с распродаж, отмечает он: летнюю коллекцию нужно реализовать за два месяца, чтобы не везти на склад.

Июньские продажи в магазинах электроники и бытовой техники также превышают показатели 2019 г. Так, в июне продажи «Ситилинка» выросли год к году, поделился директор розничной сети Александр Лозовский. Растут и продажи группы «М.видео-Эльдорадо» по сравнению с прошлым годом, сообщил представитель компании. Показатель учитывает как продажи в офлайн-магазинах, так и на онлайн-платформе. В некоторых магазинах группы в отдельные дни трафик достигал уровня 2019 г., поделился он. Выросли продажи дорогих товаров: это связано с отложенным спросом и вынужденным отказом от других форматов развлечений.

Растут и продажи товаров для дома. Продажи Askona в июне 2020 г. увеличились год к году, сообщил представитель компании, не называя цифр. По его словам, это может быть связано с запуском федеральной рекламной кампании, которая предлагает скидки до 70%, в прошлом году такая не проводилась. Продажи в магазинах IKEA в среднем выше, чем в июне прошлого года, рассказал представитель компании. Сказывается отложенный спрос, объясняет он: постепенно поведение покупателей начинает возвращаться к докарантинному – они проводят в магазинах больше времени, покупают сопутствующие товары.

Тяжело восстанавливаются продажи косметики.

Трафик и продажи растут медленно и неравномерно от региона к региону, сетует представитель магазинов Natura Siberica и Organic Shop, не все магазины открыты – по стране пока не более 70%. Падение трафика в центральных магазинах в Москве – 65%, в спальных районах спрос выше и трафик на 47% меньше показателей прошлого года, продолжает он, в регионах ситуация лучше, падение трафика – 37% от прошлогодних результатов, лучшие продажи в Сочи, что связано, видимо, с активным притоком туристов.

Не восстановлено примерно 30% оборота у магазинов косметики Mixit. Причин несколько, говорит Анастасия Черданцева, гендиректор Mixit. Во-первых, невысокий трафик в торговых центрах. К тому же, по словам Черданцевой, тестировать косметику в магазине по-прежнему запрещено, а потребитель старается покупать товары только первой необходимости, для восстановления оборотов необходимо время.