Квота на экспорт зерна в новом сезоне может не применяться

Для этого стране надо собрать урожай в 125 млн тонн
Евгений Разумный / Ведомости

Россия может не применять квоту на экспорт зерна в новом сельскохозяйственном сезоне 2020/21 г. (длится с июля по июнь) при достижении отраслью определенных показателей: урожая зерновых не ниже 125 млн т при экспортном потенциале не меньше 45 млн т, сообщили «Ведомостям» два человека, близких к двум компаниям-экспортерам, со ссылкой на Минсельхоз.

Вопрос о том, что при таких условиях механизм квотирования экспорта зерна в сезоне 2020/21 г. может не применяться, обсуждался, в частности, на совещании Минсельхоза с крупнейшими экспортерами зерна 17 июня, говорит Эдуард Зернин, председатель правления Союза экспортеров зерна. Гендиректор крупнейшего экспортера – ТД «Риф» Марина Турянская тоже знает об этом.

Механизм квот на экспорт зерна появился лишь в 2020 г.: с 1 апреля до 30 июня Россия могла отправить только 7 млн т за пределы стран Евразийского экономического союза.

​Представитель Минсельхоза не ответил на вопрос, рассматривается ли отказ от квоты при достижении определенного уровня экспорта и урожая. По его словам, механизм предполагает, что в первую половину сезона рынок работает без ограничений, а во второй половине устанавливается количественное ограничение с учетом потребностей внутреннего рынка. Урожай в этом году ожидается в 122,5 млн т, в том числе до 75 млн т пшеницы. Экспорт составит 45 млн т, добавил он.

Прогнозы аналитиков выше ожиданий Минсельхоза. Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) ожидает урожай в 126 млн т, «Совэкон» – в 128,6 млн т.

Укладывается ли рынок в такие показатели (125 млн т урожая и 45 млн т экспорта), станет понятно позже, ближе к завершению уборочной кампании, считает Зернин. Это может проясниться даже еще позже – к концу 2020 г., поскольку квота в любом случае вводится во второй половине сезона (т. е. не ранее января 2021 г. – «Ведомости»), говорит Турянская. Но такие параметры вполне приемлемы, так как дают возможность экспортировать достаточное количество зерна и не допустить дефицита и роста цен на внутреннем рынке, полагает Зернин. Если урожай будет меньше, то квота может быть введена для обеспечения продовольственной безопасности, как это было сделано в текущем сезоне, считает он.​

Урожай на юге России будет ниже прошлогоднего, зато в Центральной России и Поволжье он будет выше из-за хорошей погоды, говорит гендиректор ИКАРа Дмитрий Рылько.​

Предложение Минсельхоза он считает неоднозначным. Экспорт зависит не только от урожая, а в значительной степени регулируется рынком: экспортеры увеличивают поставки при росте мировых цен и ослаблении рубля.

Квота в принципе не нужна, считает директор «Совэкона» Андрей Сизов. По его мнению, экспорт и до квотирования не угрожал продовольственной безопасности, на цены на хлеб рост стоимости пшеницы обычно не влияет. Внутреннее потребление зерновых – около 80 млн т, напоминает он. Остальное Россия традиционно экспортирует и уже несколько лет остается лидером по поставкам пшеницы на мировой рынок. Непонятно, зачем государство сначала ставит цель удвоить экспорт сельхозпродукции, а потом ограничивает поставки зерна, рассуждает эксперт.​

В 2017 г. президент Владимир Путин поставил задачу увеличить экспорт сельхозпродукции в 2,2 раза до $45 млрд в 2024 г​. Около четверти этой суммы, или $11,4 млрд, будет приходиться на зерновые, подсчитывал Минсельхоз. В 2019 г. Россия собрала 121,2 млн т зерновых. В 2019/20 сельхозгоду итоговый экспорт зерна составит 43 млн т на сумму около $8,5 млрд, сообщало ведомство.