Самоизоляция принесла онлайн-аптекам новых клиентов

12% россиян во время самоизоляции впервые сделали заказ в интернет-аптеке
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

12% россиян во время режима самоизоляции начали заказывать лекарства в интернет-аптеках, хотя раньше практически никогда этого не делали. Такие выводы содержатся в исследовании фармкомпании Stada, которое с 23 по 27 апреля 2020 г. по ее заказу организовало агентство Kantar. Оно провело онлайн-интервью 1000 россиян, целевой аудиторией было население старше 18 лет, репрезентативное по критериям возраста, пола, региона.

В России несколько основных моделей онлайн-продаж лекарств: можно забронировать препарат на сайте аптеки или агрегатора аптек и забрать покупку в торговой точке, заказать препарат на сайте дистрибутора, который привезет его в нужную аптеку, или получить нерецептурное лекарство с доставкой на дом. Последний сервис легально работает лишь около месяца. По утвержденным правительством правилам торговать нерецептурными препаратами онлайн и привозить их клиенту могут только аптеки, кроме индивидуальных предпринимателей. Они должны иметь не менее 10 точек, действующую от одного года лицензию на фармацевтическую деятельность и др.

Недавний режим самоизоляции существенно изменил рынок и дал невероятный толчок развитию онлайна, уверяет представитель сервиса «Все аптеки». У россиян действительно есть интерес в покупке лекарств через интернет, подтверждает заместитель гендиректора по связям с индустрией доставляющего препараты на дом Ozon Мария Заикина, это особенно характерно для небольших населенных пунктов, где не так много аптек и ассортимент может быть ограничен.

Опрошенные «Ведомостями» участники рынка подтвердили резкий рос спроса на бронирование лекарств во время самоизоляции и небольшой спад с началом лета. В зависимости от региона этот режим продолжался с 30 марта по конец мая – начало июня.

У группы «Эркафарм» (сети «Доктор Столетов», «Озерки», «Радуга» и др.) продажи с онлайн-броней за апрель выросли на 40% год к году, рассказала ее гендиректор Анастасия Карпова. У аптечной сети «36,6» за время самоизоляции спрос на этот сервис вырос на «десятки процентов», но в июне снизился, добавляет гендиректор розничного подразделения компании Александр Кузин. «Ригла» также зафиксировала многократный рост спроса на бронирование в апреле – мае, сообщил ее гендиректор Александр Филиппов.

Пиковая нагрузка пришлась на март – тогда продажи выросли на 376% год к году в том числе и за счет низкой базы, привел данные гендиректор аптечного агрегатора «Мегаптека.ру» Дмитрий Чирков. В апреле и мае продажи выросли на 128 и 74% соответственно, а в июне – всего на 55%. Повышенный спрос в марте – на 300% – зафиксировал и агрегатор «Все аптеки», сказал его представитель.

Первые разрешения на онлайн-торговлю лекарствами с доставкой Росздравнадзор начал выдавать только 27 мая. Но доля этого сервиса в обороте «Эркафарма» уже достигла 2%, говорит Карпова. У «Риглы», по словам Филиппова, спрос на доставку лекарств пока невысок. Небольшая доля продаж на этот канал приходится и у «36,6», констатирует Кузин. В России можно продавать в интернете с доставкой только нерецептурные лекарства, поэтому пока запуск онлайн-продаж не повлиял на рынок, объясняет он.

Сейчас на онлайн-продажи приходится всего около 8% российского аптечного рынка, оценивает Чирков. По словам Кузина, в развитых странах показатель достигает 20%. В России доля интернет-продаж лекарств будет расти с развитием системы онлайн-рецептов и через 1–2 года может также достичь 20–25%, полагает Филиппов.

У традиционных аптечных сетей будет преимущество перед представленными только в интернете компаниями, считает Карпова: обеспечить конкурентные цены и сервис смогут лишь крупные игроки, поэтому онлайн-торговля станет еще одним фактором консолидации розничного фармацевтического рынка.

После снятия связанных с коронавирусом ограничений людям ничего не стоит сходить в аптеку так же, как и в любой магазин, рассуждает Кузин. Кроме того, по словам гендиректора фармдистрибутора «Катрен» Леонида Конобеева, при выборе товара клиентам часто нужна консультация провизора.