Производители сланцевой нефти могут списать до $300 млрд
Спрос на нефть будет восстанавливаться очень медленноПандемия коронавируса может привести к «сильному сжатию» отрасли по добыче сланцевой нефти в США, говорится в исследовании Deloitte. По ее оценкам, занимающиеся разработкой сланцевых месторождений компании могут списать стоимость активов на $300 млрд – в основном во II квартале 2020 г. Это может привести к волне банкротств и консолидации в отрасли.
Нефтяные компании сейчас испытывают трудности из-за низких спроса и цен на сырье, высокой долговой нагрузки и ограниченного доступа к капиталу. «В отличие от предыдущих кризисов теперь они столкнулись с этими факторами одновременно, что повышает риск банкротств и увеличивает давление на отрасль», – говорится в докладе.
Еще в I квартале крупнейшие независимые нефтяные компании США списали более $38 млрд, по подсчетам Rystad Energy. Меры, принятые весной в мире для борьбы с распространением коронавируса, привели к обвалу цен на нефть. В конце апреля фьючерсы на североамериканскую нефть WTI даже впервые опустились ниже нуля (минус $37,63 за баррель). С тех пор стоимость WTI выросла почти до $40 за баррель благодаря сокращению производства странами ОПЕК+, а также самими сланцевыми добытчиками и постепенному восстановлению спроса на фоне смягчения карантинных ограничений.
Однако, по оценкам Deloitte, 30% разработчиков сланцевых месторождений могут обанкротиться при средней цене нефти $35 за баррель (в этом квартале она пока составляет $27), а еще 20% будут испытывать серьезные финансовые проблемы.
Хотя часть из ожидаемых списаний на $300 млрд можно объяснить принятой в финансовой отчетности практикой, они все равно указывают, что эти компании становятся более рискованными для инвесторов. Собственный капитал сократится, а долг, который мог браться для инвестиций в развитие или покупки активов, останется. По оценкам Deloitte, в результате списаний соотношение заемного капитала к собственному в отрасли вырастет с 40 до 54%.
Ей необходима консолидация, считают специалисты Deloitte, но процесс этот будет непростым: «Главный вопрос – кого покупать, а еще важнее – кого не покупать».
Первой крупной жертвой нынешнего обвала цен на нефть стала компания Whiting Petroleum, один из ведущих разработчиков сланцевого месторождения Bakken в Северной Дакоте. В апреле она подала заявление о банкротстве и защите от кредиторов. К концу мая это сделали 18 участников отрасли, по данным юридической фирмы Haynes and Boone. В середине июня к ним присоединилась Extraction Oil & Gas, добывающая в Колорадо около 100 000 баррелей нефтяного эквивалента в день.
«Волна списаний может спровоцировать самую сильную консолидацию в истории отрасли в ближайшие полгода-год», – считает Дуэйн Диксон, директор по анализу нефтегазовой отрасли США в Deloitte.
Реорганизация необходима нефтяным компаниям не только из-за краткосрочных проблем, но и потому, что мир меняется и пандемия коронавируса усиливает эти долгосрочные тенденции. По новому прогнозу Rystad, пик спроса на нефть теперь придется не на 2030 г., а на 2027–2028 гг. В Moody’s ожидают, что спрос на нефть не достигнет докризисного уровня как минимум до 2025 г. в связи со слабым ростом экономики и все большей популярностью возобновляемой энергетики.
Четыре фактора отрицательно влияют на спрос, говорится в исследовании Deloitte. Новой нормой становится удаленная работа: 37% занятых в США могут работать из дома, что снижает спрос на транспортные услуги и моторное топливо. Более привлекательные перспективы природного газа, которые будут содействовать сближению цен на него и нефть. Доходность проектов с использованием новых видов энергоресурсов уже сравнима с доходностью нефтяных (5–10%), что ускоряет переход на возобновляемые источники энергии. Весьма возможные после пандемии сокращение международных производственных цепочек и регионализация торговли приведут к снижению мирового спроса на транспортировку грузов и судовое топливо.
Пик спроса на нефть, возможно, уже пройден, заявил в недавнем интервью Financial Times гендиректор BP Бернард Луни. Его компания сама собирается списать стоимость активов на сумму до $17,5 млрд.