Новый владелец Эльгинского угольного месторождения увеличит добычу в девять раз
Проект обойдется «А-проперти» основателей оператора Yota в 130 млрд рублей«А-проперти» основателей оператора Yota Альберта Авдоляна и Сергея Адоньева обнародовала план развития Эльгинского угольного кластера. До 2023 г. добыча коксующегося угля здесь вырастет с 5 млн до 45 млн т. Инвестиции составят 130 млрд руб.
Помимо роста добычи средства будут направлены на строительство горно-обогатительного комбината (ГОК), расширение пропускной способности железнодорожного пути Улак – Эльга до 30 млн т и строительство перевалочных мощностей в акватории порта Ванино, говорится в сообщении компании. Сейчас на месторождении есть обогатительная фабрика мощностью 3 млн т коксующегося концентрата в год. ОГК будет перерабатывать 45 млн т угля и производить 30 млн т концентрата в год. Будут ли инвестиции осуществлены из собственных или заемных средств, представитель «А-проперти» не говорит.
Развитие Эльгинского угольного проекта позволит создать крупного игрока на мировом рынке, цитирует «А-проперти» слова гендиректора «Эльгаугля» Александра Исаева. Он отмечает, что месторождение содержит угли премиального качества. «Вкупе с низкими затратами на добычу и переработку, благоприятным географическим положением и экспортным потенциалом [это] ставит Эльгинский угольный комплекс в выгодное конкурентное положение», – считает топ-менеджер.
Эльга – крупнейшее месторождение коксующегося угля с запасами 2,2 млрд т по JORC, расположено в Якутии. Ранее проект принадлежал «Мечелу» Игоря Зюзина. Компания разрабатывала месторождение и строила инфраструктуру к нему более 10 лет, потратив свыше $2 млрд. Проект реализуют три ООО: «Эльга-дорога», «Мечел транс восток» и «Эльгауголь».
В апреле «Мечел» продал «А-проперти» по 51% в каждом из этих ООО. Сумма сделки составила 89 млрд руб. Также «А-проперти» погасила задолженность Эльги перед ВЭБ.РФ в размере $107 млн. Соответственно, общая сумма сделки составила около 142 млрд руб.
Оставшиеся 49% Эльгинского проекта принадлежат Газпромбанку. Банк купил пакет в 2016 г. за 34,4 млрд руб. У «А-проперти» есть опцион на выкуп пакета за 45 млрд руб. Он будет реализован до конца года, указано в сообщении «А-проперти».
Сроки реализации проекта сверхоптимистичны: рыночная конъюнктура на угольном рынке неблагоприятная, из-за карантинных ограничений могут возникать задержки с поставками оборудования, а за год построить и вывести в рабочий режим инфраструктуру практически невозможно, уверен старший директор АКРА Максим Худалов. «А-проперти» рассчитывает, что уже до конца этого года увеличит провозную способность дороги Улак ‒ Эльга до 12 млн т в год. К концу III квартала 2021 г. компания намерена построить первую очередь ГОКа мощностью 2/3 от совокупной и увеличить пропускную способность дороги до 24 млн т.
Кроме того, реализовать 30 млн т концентрата, пусть и высококачественного, будет сложно – это почти 10% мировой торговли, говорит Худалов. Найти покупателей на такое количество концентрата, даже с учетом растущего спроса со стороны Индии, представляется амбициозной задачей. «Но инвестиции в 130 млрд руб. позволят как минимум вывести железную дорогу Улак ‒ Эльга на нормальный режим эксплуатации, что уже само по себе позволит увеличить вывоз угля», – уверен эксперт. При благоприятной ценовой конъюнктуре на рынке угля и соблюдении заявленных темпов выхода на проектные мощности инвестиции в развитие Эльгинского комплекса могут окупиться в течение 5‒7 лет, считает Худалов, но это без учета затрат на приобретение актива. Сейчас тонна концентрата коксующегося угля стоит $105‒110 (на условиях FOB Австралия). Окупится проект при ценах в $120‒140 за тонну, считает аналитик.
По данным «Мечела», в I квартале 2020 г. себестоимость производства тонны концентрата коксующегося угля на Эльгинском месторождении составляла 1619 руб. (около $25).