Wildberries попала в число крупных онлайн-продавцов еды
Компания обогнала «старичков» рынка – «Азбуку вкуса» и «Ашан»Крупнейший российский онлайн-магазин Wildberries по итогам апреля 2020 г. впервые поднялся на 8-е место в рейтинге интернет-продавцов продуктов питания, свидетельствуют данные «Infoline-аналитики». Ранее Wildberries также попадала в этот список, но не поднималась выше 9-й строчки по результатам 2019 г.
Оборот Wildberries в продуктах питания, по информации «Infoline-аналитики», в апреле 2020 г. составил 770 млн руб. Собственная оценка Wildberries – 772 млн руб. К концу 2020 г. Wildberries планирует нарастить оборот продуктов в 10 раз по сравнению с 2019 г., рассказал ее представитель.
В основном Wildberries продает одежду, обувь, товары для дома, технику и электронику, канцтовары, ювелирные изделия и прочие непродовольственные товары. Продавать еду Wildberries начала в 2018 г. На 21 мая 2020 г. в ее продовольственном ассортименте было 40 000 товарных наименования.
Подпитка роста
Wildberries, по словам ее представителя, планирует расширять ассортимент бакалеи, кондитерских изделий, молочных продуктов с длительным сроком хранения и др. Но также рассматривается возможность доставки скоропортящихся продуктов – овощей, фруктов и проч.
Основной драйвер роста Wildberries – быстрое расширение ассортимента, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его оценке, в апреле интернет-магазин обогнал «Азбуку вкуса», «Ашан» и «О’кей», хотя еще в конце I квартала 2020 г. они опережали стоявшую на 11-м месте Wildberries. Точные цифры эксперт не называет, так как полный рейтинг агентство выпускает только поквартально. Представитель «Азбуки вкуса» отказался от комментариев, представители «Ашана» и «О’кей» не ответили на запросы «Ведомостей».
Лидеры продаж
Лидер онлайн-продаж продуктов в России – X5 Retail Group. Суммарный оборот ее онлайн-платформ Perekrestok.ru и «Доставка.Пятерочка», по оценке Infoline, – 1,7 млрд руб. за апрель 2020 г. На 2-м и 3-м месте – «Утконос» и «Сбермаркет». Их обороты составили 1,65 млрд и 1,5 млрд руб. соответственно, по оценке аналитиков.
По методологии исследования «Infoline-аналитики» учтен полный оборот только продовольственных онлайн-магазинов; доля других товаров не должна превышать 15% от их продаж. Маркетплейсы (Ozon и Wildberries) торгуют широким ассортиментом непродовольственных товаров, поэтому в их случае считался оборот в продуктах питания. Иначе рейтинг был бы некорректен, подчеркивает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
О том, что X5 стала лидером на рынке онлайн-торговли продуктами, сменив занимавшего 13 лет 1-е место «Утконос», стало известно в начале мая. Тогда представитель еще одного участника рейтинга, сервиса быстрой доставки продуктов «Самокат», заявил в рассылке журналистам, что по апрельскому обороту компания «значительно опережает совокупный результат X5». По оценке «Infoline-аналитики», апрельский оборот «Самоката» всего 850 млн руб. Представитель «Самоката» раскрыть «Ведомостям» этот показатель отказался.
Аппетит к росту
Говорить о конкуренции в онлайн-торговле продуктами пока рано, повторяет представитель сервиса экспресс-доставки «Яндекс.Лавки». Об этом же говорят основатель «Самоката» Вячеслав Бочаров и представитель маркетплейса «Беру».
Рынок настолько велик, а его темпы роста настолько быстрые, что пока преждевременно распределять игроков, заявлял 20 мая на телеконференции по онлайн-торговле Х5 ее директор по стратегии Владимир Салахутдинов: «Мы вместе будем формировать этот рынок и потребность клиентов в онлайн-услугах». Пока все участники рынка работают на одну цель – формирование привычки приобретать продукты в интернете, добавляет директор по развитию Ozon Елена Шульгина.
Онлайн-торговля продуктами растет очень динамично – помогает связанный с коронавирусом и введенными ограничениями спрос, поясняет Бурмистров: до сих пор во многих интернет-магазинах отсутствуют удобные интервалы времени доставки, а за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, если бы не «Сбермаркет» и iGoоods, было бы сложно заказать доставку продуктов в принципе.
За 2020 г. рынок онлайн-торговли едой вырастет минимум втрое – более чем до 130 млрд руб., оценивает Бурмистров. В апреле, по его данным, рынок уже вырос в 4 раза год к году.