Что изменится для авиапассажиров из-за COVID-19

На рейсах и в аэропортах появляются новые правила и процедуры
Mindaugas Kulbis / AP
Mindaugas Kulbis / AP

Мир постепенно смягчает ограничения, принятые для борьбы с распространением коронавируса, и авиаперевозчики готовятся к восстановлению спроса. Чтобы обеспечить безопасность на фоне пандемии, им приходится менять привычные правила.

Больным не летать

В аэропорту Канберры уже появились тепловизоры, измеряющие температуру пассажиров, пока они проходят досмотр. Лондонский «Хитроу» планирует протестировать эту технологию для проверки прибывающих пассажиров в одном из терминалов. Белый дом хочет, чтобы Управление транспортной безопасности США тоже измеряло температуру пассажиров в некоторых аэропортах, но решение еще не принято.

Некоторые авиакомпании стали перед посадкой измерять температуру пассажиров инфракрасными термометрами. Air France сделала эту процедуру обязательной и не будет пускать в самолет тех, у кого температура выше 38 градусов по Цельсию. Но пока ни одного такого случая не было, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на представителя компании.

Критики отмечают, что проверка температуры не позволит выявить переносчиков вируса, не имеющих симптомов, и может создать у людей ложное чувство безопасности. Европейское агентство авиационной безопасности в черновом варианте рекомендаций национальным властям назвало эту меру неэффективной в борьбе с COVID-19, рассказали WSJ участники отрасли и чиновники.

Дальше всех пошла Emirates: еще в середине апреля она первой в мире стала делать в международном аэропорту Дубая тесты на COVID-19. Столики для забора крови у вылетающих расположили в зоне регистрации, результаты были готовы через 10 минут.

В США все крупные авиакомпании теперь требуют, чтобы пассажиры находились в масках на протяжении всего полета. Хотя они не исключают, что некоторые откажутся и могут возникнуть конфликтные ситуации.

Как бы то ни было, нахождение на борту явно больных людей станет «менее приемлемым», считает гендиректор JetBlue Airways Робин Хейс.

Много пустых мест

Одна из самых сложных задач – обеспечить дистанцирование на борту. Если прежде авиакомпании уменьшали размер сидений и расстояние между рядами, пытаясь увеличить вместимость самолетов, то теперь, наоборот, им приходится обеспечивать большое количество свободных мест.

Некоторые пообещали оставлять часть мест пустыми. Например, Delta Air Lines планирует продавать не более 60% билетов на рейсы как минимум до конца июля, пишет Reuters со ссылкой на знакомых с ситуацией людей. Впрочем, пока многие самолеты и так летают полупустыми. Но при росте пассажиропотока Delta намерена увеличивать количество рейсов. Это часть долгосрочной стратегии гендиректора Эда Бастиана: он уверен, что для восстановления спроса нужно создать у пассажиров ощущение безопасности, а они будут готовы доплатить за комфорт.

Но проблема в том, что, согласно Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), для безубыточности рейсы должны быть заполнены в среднем на 77%. По ее оценкам, чтобы компенсировать потери от пустых мест на таких самолетах, как Airbus A320, авиакомпаниям придется повысить стоимость билетов на 50%.

На некоторых направлениях спрос остается высоким. United Airlines даже подверглась критике, когда в соцсетях появились фотографии заполненного самолета, выполняющего рейс в Сан-Франциско. После этого компания пообещала заранее предупреждать пассажиров о возможности возникновения такой ситуации и позволить им перенести полет. Изменить планы можно будет и в аэропорту, если на рейс зарегистрировалось более 70% пассажиров. Такой порядок будет действовать до 30 июня.

При посадке и перед выходом в салоне часто возникает толкучка. Поэтому некоторые авиакомпании, включая Air France, теперь сначала впускают пассажиров, сидящих сзади, а выпускают их небольшими группами, пишет WSJ. Многие не будут кормить пассажиров на коротких маршрутах с целью минимизировать контакты. Дискаунтер Ryanair пошел еще дальше: чтобы сходить в туалет, пассажир должен сначала поднять руку и попросить разрешение у бортпроводника. Это позволит избежать очередей.

Долгие пересадки и карантин по прилете

На восстановление спроса потребуются месяцы или даже годы, уверены участники отрасли. Ожидается, что авиакомпании сократят прямые рейсы, а пересадок станет больше. В последнюю очередь вернутся международные рейсы, тем более что не все страны начали открывать границы. Например, American Airlines не собирается летать за границу этим летом.

Также перед каждым рейсом авиакомпании стали дезинфицировать самолеты. По оценкам аналитиков OAG, из-за этого минимальное время на пересадку увеличится до двух часов.

Хорошие новости для пассажиров заключаются в том, что некоторые авиакомпании ликвидировали комиссию за отмену брони или обмен билетов, а также сделали невозвратные билеты возвратными. Однако для самих авиаперевозчиков такой шаг влечет серьезные финансовые потери. Поэтому многие пытаются заставить пассажиров получить ваучер на новый полет вместо денег за возвращенный билет.

По словам генерального директора IATA Александра де Жюньяка, пассажиры заплатили $35 млрд за билеты на отмененные из-за пандемии рейсы. Чем фактически субсидировали авиакомпании, указывает колумнист Financial Times Майкл Скейпинкер, признавая, что многие оказались на грани банкротства и им нужны деньги. В Великобритании вернуть деньги за билет легко у EasyJet и Jet2, а вот Ryanair и British Airways пытаются затруднить этот процесс, указывает редактор журнала Which? Travel Рори Боланд. Оформить получение ваучера в British Airways можно онлайн, а возврат денег – по телефону. Но читатели Which? Travel жалуются, что не могут дозвониться, отмечает Боланд.

Еще одно неудобство связано с карантинными мерами для прибывающих из-за границы. Правительство Великобритании недавно объявило о плане ввести 14-дневный карантин для приезжающих в страну, исключения будут сделаны для тех, кто прибывает из Ирландии и Франции. Это еще одна плохая новость для индустрии путешествий, заявил Уилли Уолш, гендиректор International Airlines Group (IAG); в этом случае British Airways, которая входит в IAG, придется пересмотреть планы вернуться в июле к 50%-ной загрузке самолетов.

Карантин помешает не только туристам, но и бизнесу. Представители ключевых отраслей британской промышленности призвали правительство сделать исключения для инженеров и других специалистов, помогающих обслуживать их производственные линии. Гендиректор «Хитроу» Джон Холланд-Кэй заявил на телеканале Sky: «Карантинные меры не должны сохраняться долго, если мы хотим оживить экономику».