S7 заняла 600 млн рублей на зарплаты
Это первый кредит, выданный российским авиакомпаниям в кризисS7 Airlines в мае сумела получить льготный кредит в банке ВТБ, рассказали «Ведомостям» два сотрудника российских банков. Это первый кредит российской авиакомпании в период коронавируса, утверждают один из собеседников и человек, близкий к S7. Два собеседника «Ведомостей» говорят, что размер займа составляет около 600 млн руб., он будет направлен на выплаты зарплат сотрудникам авиакомпании «Сибирь» (крупнейшая компания холдинга S7 Group, летает под брендом S7 Airlines – «Ведомости»).
Представители S7 и ВТБ подтвердили выдачу кредита: он предоставлен в рамках постановления правительства №575 – на зарплаты сотрудникам системообразующих предприятий. Размер и другие условия кредита стороны не комментируют. Согласно постановлениям правительства, по кредиту на зарплаты первые полгода действует нулевая ставка, затем она растет до 4% годовых. Эта программа была принята в начале апреля для малых предприятий, а в конце месяца расширена для среднего и крупного бизнеса. S7 стала одной из первых крупных российских компаний, которая воспользовалась этой опцией.
S7 – вторая крупнейшая авиакомпания страны после «Аэрофлота», в 2019 г. перевезла 17,9 млн человек. В апреле S7 сократила перевозки относительно апреля 2019 г. в пять раз до 213 900 человек и впервые стала российским лидером. Перевозки всех российских авиакомпаний в апреле упали в 12,5 раза – до 771 200 человек, трафик «Аэрофлота» сократился в 20 раз – до 147 700 человек, он теперь второй.
Даже с учетом сокращения числа полетов и отправки части персонала в простой S7 на зарплаты требуется около 1 млрд руб. в месяц, оценивает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Эпидемия серьезно ударила по российским перевозчикам в середине марта, когда начали активно закрываться международные направления. Авиация – одна из самых пострадавших отраслей экономики, но до сих пор не принято ни одного решения о компенсациях потерь авиакомпаниям. В этих условиях выданный кредит – серьезная поддержка даже для одного из крупнейших перевозчиков, считают сотрудники двух авиакомпаний.
«Размер кредита определяется не запросом компании или желанием банка, а рассчитывается исходя из численности сотрудников», – говорит представитель S7. Согласно постановлениям правительства, зарплатный кредит считается по формуле число сотрудников умножить на МРОТ (для Новосибирской области, где зарегистрирована авиакомпания «Сибирь», – это 14 500 руб.) умножить на шесть (месяцев).
В апреле – декабре авиакомпании в среднем будут терять около 70 млрд руб. выручки ежемесячно, оценивал старший эксперт авиационной практики Bain&Company Сергей Зайцев. Но самые жесткие ограничения на полеты ожидаются в апреле и мае, и лишь в июне прогнозируется начало восстановления.
Если российские авиакомпании реструктурировали основные лизинговые обязательства, их расходы в месяц составляют около 20 млрд руб., оценивает Сахнова. Авиакомпаниям для выживания в период самого жесткого ограничения полетов, когда практически нет продаж билетов, могут потребоваться кредиты, но привлечь их кроме «Аэрофлота» и S7 вряд ли кто-то сможет, рассказывали ранее топ-менеджеры двух крупных авиакомпаний.
«Аэрофлот» планирует привлечение кредитов и ведет переговоры, говорят два человека, близкие к группе. Его «дочка» лоукостер «Победа», которая до приостановки полетов на апрель – май была третьей в стране по трафику, в случае возобновления полетов в июне обойдется собственными ресурсами, без стороннего финансирования со стороны материнской авиакомпании или банков, рассказывал гендиректор «Победы» Андрей Калмыков.
А вот четвертой крупнейшей авиакомпании – «Уральским авиалиниям» – кредиты нужны. «Уральские авиалинии» близки к банкротству, так как не могут получить кредит ни в Сбербанке, ни в ВТБ, заявил порталу Ura.ru полпред президента в Уральском федеральном округе Николай Цуканов. «У нас есть определенные проблемы с кредитованием, но мы рассчитываем их так или иначе решить», – говорит представитель авиакомпании.
Utair допустил дефолты по выданным в 2015 г. банковским кредитам на 56,5 млрд руб. и с осени 2018 г. ведет переговоры об их реструктуризации.
Владимир Путин 11 мая анонсировал новые меры поддержки экономики. В том числе то, что зарплатные кредиты стратегически важным предприятиям из пострадавших отраслей погасит само государство, если предприятие сохранит не менее 90% сотрудников.
«Также стратегически важные предприятия могут претендовать на займы до 3 млрд руб., 50% которых гарантирует государство. Почти все крупные авиакомпании смогут воспользоваться такими кредитами», – считает Сахнова.