Топ-менеджер банка «Траст» отсудил у совладельца «Деловых линий» $58 млн

Михаил Хабаров выиграл в лондонском суде дело против Александра Богатикова
Глеб Щелкунов / Коммерсантъ
Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Главный исполнительный директор банка «Траст», бывший председатель совета директоров «Деловых линий» Михаил Хабаров выиграл в Лондонском международном третейском суде (LCIA) иск против совладельца «Деловых линий» Александра Богатикова. 21 января 2020 г. LCIA обязал Богатикова и его компании Doglemor Trade и DL Management выплатить Хабарову и принадлежащей ему Caledor Consulting Ltd (у него 75%, еще 25% – у А1) $58 млн, сообщил представитель Caledor Consulting Ltd. Дело касалось невыполнения условий соглашения о приобретении Хабаровым доли в «Деловых линиях».

Теперь Caledor Consulting Ltd требует признать это решение в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области. «Решение LCIA может быть принудительно приведено в исполнение в любой стране, где у ответчиков есть активы, в том числе на территории России. После признания российским судом решения LCIA истцам выдается исполнительный лист, на основании которого может быть обращено взыскание на имущество ответчиков», – уточнил представитель компании. Дело пока не принято к производству, следует из картотеки арбитражных дел.

«Для меня прежде всего это был вопрос репутации. Решение лондонского суда – это признание того, что я был прав в этом споре», – сказал «Ведомостям» Хабаров. Он не стал оценивать перспективы иска в российском арбитражном суде, отметив, что будет действовать в соответствии с процессуальными нормами.

Группа компаний «Деловые линии» – один из крупных игроков на рынке автомобильных грузоперевозок. Она занимает более 26% рынка в сегменте перевозки сборных грузов, автопарк – 4000 автомобилей, указано на сайте компании. «Деловые линии» работают в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении, делают доставку из Китая.

В 2015 г. Хабаров, несколько лет возглавлявший инвестиционное подразделение «Альфа-групп» – А1, стал председателем совета директоров «Деловых линий». Тогда же, сообщала компания, он стал ее совладельцем. Это была не покупка доли, а соглашение об опционе, по которому Caledor Consulting Ltd получала право выкупить 30% в холдинговой компании ГК «Деловые линии» за $60 млн, сказал представитель Caledor. В августе 2017 г. начались изменения в структуре владения «Деловых линий» и ее новая конфигурация сделала невозможным выполнение предыдущих обязательств, говорил Хабаров в феврале 2018 г. Часть команды была уволена, доступ в офис был заблокирован, позже 57% компании были переданы третьим лицам, оставшиеся 43% перешли к Богатикову через «АБ групп», уточнил представитель Caledor. Хабаров обратился в LCIA. В декабре 2019 г. Богатиков в 10 раз сократил свою долю, уступив большую часть трем своим родственникам, писал «Коммерсантъ».

ГК «Деловые линии» не участвует в судебных спорах акционеров, сообщила пресс-служба компании: «Логистический оператор продолжает работать в обычном режиме, оказывая бесперебойный и качественный сервис на всей территории России». Связаться с Богатиковым не удалось.

Признание и приведение в исполнение судебных актов LCIA является самостоятельной процедурой в России, говорит руководитель арбитражной практики юридической фирмы Vegas Lex Виктор Петров: «Проблемными для заявителя моментами могут стать извещение оппонента о разбирательстве в LCIA, соответствие принятого судебного акта публичному порядку России, а также отсутствие ранее рассмотренного дела по тем же предмету и основанию». Было немало примеров, когда российские суды отказывали в признании и приведении в исполнение решений иностранных арбитражей, добавляет он.

Параллельно в лондонском суде рассматривается иск Solarstones (75% принадлежит Хабарову, 25% – А1) к компании Богатикова. Истец требует взыскать $25 млн по договору об оказании DL Management услуг по управлению «Деловыми линиями».​