Крупнейшие сети магазинов вернули штрафы для поставщиков
Поставщики говорят о рисках срыва отгрузок и пустых полокКрупнейший российский ритейлер X5 Retail Group предупредил поставщиков, что с 6 апреля перестанет действовать мораторий на штрафы за недопоставку для них. «Ведомости» ознакомились с письмом, его подлинность подтвердил крупный партнер ритейлера. X5 управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель». Представитель ритейлера подтвердил «Ведомостям» отмену моратория.
По информации одного из поставщиков, подобные письма об отмене моратория на штрафы направляет и «Магнит». Оповещения от Х5 и «Магнита» о возобновлении выставления штрафов также получили участники объединения поставщиков «Руспродсоюз», сообщил его представитель.
Представитель «Магнита» утверждает, что компания не рассылала письма об отмене моратория: «Мы в целом достаточно гибко подходим к применению штрафных санкций, не применяем их при наличии объективных причин недопоставок или срыва сроков». При этом он пообещал «тщательно отслеживать факты необоснованного использования ситуации с коронавирусом для задержек поставок или недопоставок» – это создает дополнительные риски для покупателей.
19 марта объединение крупнейших торговый сетей Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ, в числе членов – X5, «Магнит», «Ашан», Metro и др.) сообщало, что сети введут мораторий на штрафы за недопоставку товаров. Это делалось, «учитывая возросший спрос на отдельные виды товаров и объективные сложности, возникающие у добросовестных производителей и поставщиков продукции при выполнении заказов». Предполагалось, что мораторий продлится до «нормализации ситуации на потребительском рынке». Представитель АКОРТ сказал, что «мораторий был введен на временной основе, присоединение к нему было добровольным решением торговых сетей».
Перед этим розница столкнулась с ажиотажным спросом: с начала марта резко вырос спрос на товары с длительным сроком хранения (крупы и другая бакалея, консервы, бытовая химия и проч.), в некоторых московских магазинах к выходным 14–15 марта были пустые полки с крупами, отсутствовали популярные и дешевые товары.
Х5, как говорится в письме поставщикам, с 6 марта отменяет мораторий на штрафы для всех, кроме поставщиков социально значимой продукции. Представитель Х5 отметил, что это «наиболее востребованные товары, по ним высокий спрос и нужны бесперебойные поставки».
Мера была временной в момент пикового спроса и резкого роста заказов сети у поставщиков, объясняет представитель X5. «Поскольку поставщики также работали с перегрузками и не могли давать 100% гарантий поставок, эта мера давала им большую гибкость, упрощала оформление и исполнение заказа поставщиками», – пояснил он. Сейчас по большинству категорий товаров ситуация нормализовалась, уверяет представитель X5. Но для поставщиков социально значимой продукции мораторий «решили пока сохранить чтобы поддерживать бесперебойность поставок и достаточный товарный запас», добавил он.
Отказ части крупных федеральных сетей от моратория на введение штрафов в сегодняшней сложнейшей ситуации – «просто беспрецедентный и крайне агрессивный шаг», заявил в беседе с «Ведомостями» один из поставщиков в «Магнит» и Х5.
Производители выполняют неравномерные заказы сетей, увеличившиеся в десятки раз, чтобы товар был на полках, выводят дополнительные смены работников в цеха и на склады, решают сложности, связанные с новыми режимами логистики в период карантина, перечисляет поставщик. «В этой ситуации отказ от моратория на штрафы Х5 и «Магнита» говорит только об одном – о желании любыми способами получить дополнительную прибыль», – возмущен он. Для поставщиков, многие из которых сейчас работают в убыток, штрафы за недопоставку сейчас могут грозить банкротством, что приведет к срывам поставок и пустым полкам, опасается собеседник «Ведомостей».
О предупреждении со стороны X5 знает и исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев – от одного из членов союза. Кроме того, по его данным, сети не выполняют условие об отказе от продажи товаров по акциям, хотя такая договоренность была достигнута между сетями и поставщиками при участии Минпромторга. В итоге число заказов на продукцию по акциям даже выросло, при этом сети кратно увеличили закупки после возникновения ажиотажного спроса и пока не принимают увеличенные оптовые цены поставщиков, указывает Мальцев. «Таким образом они в сложившейся ситуации заполняют свои склады по старым ценам, а производители, вынужденные работать 24 часа в сутки, несут убытки», – сетует он.
Число заказов от сетей выросло в десятки раз, подтверждает гендиректор «Мистраль трейдинга» Олег Воуба: ни одна компания не сможет справиться с таким резким ростом спроса, а возобновление штрафов за недопоставку не приведет к увеличению объемов производства, и так уже загруженного на 100%.
MBG Wine, группа Simple, «Мистраль трейдинг» не получали уведомлений от сетей.
Но трудности в работе есть, признает председатель совета директоров MBG Wine Ирина Фомина: растут сроки доставки импорта, повышаются тарифы транспортных компаний, из-за девальвации рубля себестоимость продукции выросла, а розничные цены пока не менялись – пересмотр занимает время. Следовательно, приходится работать с минимальной рентабельностью, рассуждает она. Если торговые сети будут назначать штрафы за недопоставку, компания, по словам Фоминой, готова это оспаривать: сложившаяся ситуация относится к форс-мажору.
Кроме того, из-за проблем с движением грузов в странах – экспортерах алкоголя удлиняются сроки доставки, напоминает президент группы Simple Максим Каширин: поставка в российские сети может быть сорвана по не зависящим от компании причинам. Похожая ситуация была в 2014 г., добавляет он: тогда сети не принимали новые цены и штрафовали за недопоставку, а поставщики отказались работать на таких условиях, итогом стали полупустые полки.
Пандемия, карантин и падение курса рубля на 25% – это чистый форс-мажор по любому контракту, говорит президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев. Сетям в этой ситуации, по его словам, нужно не диктовать свои условия, а спуститься с небес на землю и договариваться с поставщиками: разбираться в причинах сбоев, вовремя принимать обоснованное изменение цены.