Такси и каршеринг становятся службами доставки из-за коронавируса
Это может отчасти компенсировать падение пассажирского спросаКоличество поездок на такси и каршеринге в Москве стремительно падает после введения режима полной самоизоляции. Если 26 марта спрос на такой транспорт в утренние часы сократился на 23% год к году, то уже к 1 апреля число воспользовавшихся такси упало на 59%, а каршерингом – на 61%. Такие данные дает пресс-служба департамента транспорта Москвы.
Режим самоизоляции для москвичей был введен 30 марта указом мэра Сергея Собянина. Покидать квартиру разрешается только в редких случаях: для экстренной медицинской помощи, поездок на работу, если она не приостановлена, а также похода в магазин или аптеку, для выгула домашних животных и выноса мусора. Позднее в Москве будет введена система пропусков. Аналогичные меры вводят и российские регионы.
В отдельные дни в Москве число поездок на такси, заказанных через сервис «Ситимобил», падает более чем на 30% неделя к неделе, говорит представитель компании Георгий Лобушкин. Из-за строгого режима самоизоляции падение спроса на такси ускорится, полагает он.
Снижение спроса на поездки констатирует и представитель каршеринга «Делимобиль»: из-за коронавируса существенно снизились поездки в аэропорты и на вокзалы. Сильно сократились или вовсе прекратились поездки в торговые и бизнес-центры, в развлекательные зоны и образовательные учреждения, добавляет представитель «Яндекс.Такси». Большинство клиентов сервиса Gett не пользуются такси и соблюдают режим самоизоляции, рассказал его представитель.
В регионах спрос на такси уже снижается на 20–30%, сетует председатель Общественного совета по развитию такси в регионах России Ирина Зарипова. По ее словам, с ужесточением режима самоизоляции ситуация будет только ухудшаться.
Выручка сервисов заказа такси и каршеринга за вторую половину марта упала на 20–40% по сравнению с началом месяца, оценивает сооснователь оператора каршеринга YouDrive Борис Голиков.
Если власти Москвы продлят режим строгой самоизоляции еще хотя бы на неделю, это приведет к закрытию большинства каршеринговых сервисов – они просто не смогут содержать свой бизнес в условиях отсутствия клиентов и, как следствие, какой-либо выручки, говорит представитель одного из столичных каршерингов.
Чтобы компенсировать падение спроса на такси и каршеринг, сервисы перепрофилируют водителей в «курьеров на колесах» и договариваются о сотрудничестве с крупным ритейлом.
Gett, по словам его представителя, приглашает водителей временно перейти на работу в сервис доставки Gett Delivery, где число заказов с 30 марта по 1 апреля выросло в 4–5 раз по сравнению с дневными показателями февраля.
То же делает и «Яндекс.Такси». Например, сервис подключает водителей-партнеров к доставке продуктов из сети магазинов «Вкусвилл». Получить заказ «на такси» можно, сделав его через приложение «Вкусвилл экспресс». Представитель «Яндекс.Такси» уточнил, что компания ведет переговоры об организации доставки с другими крупными ритейлерами, и не только продовольственными. 19 марта «Яндекс.Такси» заявило о готовности в ближайшее время организовать доставку безрецептурных лекарств из крупнейших аптечных сетей России.
Сотрудничество с продовольственным ритейлом, в том числе несетевым, обсуждает и «Делимобиль». Компания также рассматривает возможность помощи волонтерским организациям, рассказал представитель каршеринга.
Ситуация тяжелая, но не катастрофичная, считает Голиков: несмотря на падение числа заказов, многие компании, в том числе и YouDrive, быстро сориентировались и стали предлагать клиентам посуточную аренду автомобилей, превратившись, по сути, в сервисы по аренде транспорта. Кроме того, каршеринг должен рассчитывать на отмену или заморозку лизинговых платежей правительством в качестве финансовых мер поддержки малого и среднего бизнеса, считает Голиков.
С проблемами такси и каршеринг столкнулись не только в России. Количество поездок у Uber в Сиэтле упало на 60–70% год к году, рассказал 19 марта на телеконференции с аналитиками гендиректор компании Дара Хосровшахи. Похожая ситуация, по его словам, в Латинской Америке. Но не все так критично, успокаивает он: в Гонконге, где пик эпидемии уже прошел, рынок такси начал восстанавливаться. Мировая ситуация на рынке такси должна улучшиться в течение пары месяцев, прогнозирует Хосровшахи.