90% кафе и ресторанов могут не вернуться из самоизоляции
Доставка не позволяет покрывать их издержкиВ Москве и области для борьбы с распространением коронавируса приостановлена работа почти 15 000 ресторанов, кафе, столовых и баров, по оценке Федерации рестораторов и отельеров (ФРИО). С 30 марта аналогичные меры борьбы с коронавирусом постепенно вводят и регионы.
По подсчетам ФРИО, в начале марта выручка ресторанов снижалась на 30–60% год к году, а к концу месяца рухнула на 90%. По мнению президента ФРИО Игоря Бухарова, после снятия карантина может не открыться до 90% заведений, а отрасль ждет период «великой депрессии». Некоторые заведения закрываются, другие ищут дополнительные каналы сбыта, одним из которых становится доставка.
За выходные 28–29 марта у Delivery Club стало больше заказов от новых клиентов, рассказал представитель интернет-сервиса, который обеспечивает площадку продаж для общепита и доставку блюд для потребителей. Растет и число скачиваний приложения сервиса, рад его представитель: оно выросло на 33% за 28–29 марта по сравнению с неделей назад.
«Судя по всему, в ближайшее время аудитория пользователей сервисов доставки продолжит быстро расширяться», – полагает представитель Delivery Club. Еще один признак роста интереса к доставке, по его словам, – количество заказов выросло по сравнению с прошлыми выходными, несмотря на закрытие торговых центров, в которых находится много ресторанов, хорошую погоду в Москве и выезд на дачи.
Спрос на доставку сейчас на уровне популярных праздничных дней, подтверждает представитель «Яндекс.Еды». Этот сервис всю последнюю неделю подключал по 200 с лишним ресторанов в сутки – в 6 раз больше обычного. Некоторые сети общепита, по его словам, временно сократили количество точек, которые работают на заказы через «Яндекс.Еду», но сохранили покрытие за счет оставшихся.
Но заведениям среднего и высокого ценовых сегментов доставка вряд ли позволит поддерживать существование, говорят опрошенные «Ведомостями» рестораторы. Под ударом большая доля рынка: на рестораны в 2019 г. приходилась четверть оборота общественного питания в России, по оценке Euromonitor International.
Проблемы среднего звена
Холдинг «Росинтер ресторантс» остановил почти всю коммерческую деятельность, говорит его президент Маргарита Костеева, рестораны закрыты, компания лишена доходов. Всего у нее 145 собственных и 105 франчайзинговых ресторанов и кафе по России: «Il Патио», «Планета Суши», «Шикари», «Американский бар и гриль», «Мама Раша», TGI Fridays, Costa Coffee.
На доставку пока работает около 30% заведений «Росинтер ресторантс» в Москве. Это не покрывает расходов, сетует Костеева, спад доходов от доставки на прошлой неделе составил более 10% год к году, а в выходные 28–29 марта – уже около 30%.
Около половины точек закрыто у группы компаний «Шоколадница», остальные работают на доставку. Выручки от них однозначно не хватает для эффективной экономики бизнеса, признает Евгений Прохоров, заместитель гендиректора по коммерции ГК «Шоколадница». По его данным, с начала эпидемии коронавируса обороты доставки у компании выросли, хотя и не столь существенно, чтобы как-то компенсировать выпавшие доходы.
У Ginza Project Moscow открыта для работы на доставку лишь треть заведений, рассказывает партнер и гендиректор компании Максим Ползиков. По его словам, в дни карантина суточный оборот у работающих точек – это 5–20% от показателей в «мирное время», компания теряет до 95% былого оборота.
Но рестораны среднего класса – Patara, «Тинатин», DiDi, ChaCha, «Цыцыла» – у Ginza Project Moscow на доставку работают, добавляет Ползиков. Речь идет о грузинской кухне, уточняет он: она понятна, вкусна и любима – хачапури и хинкали привезут в нормальном виде, а поделить можно будет на всех.
Чтобы снижать издержки, рестораторы сокращают меню. У заведений «Росинтер ресторантс» на доставке остались только самые популярные блюда, говорит Костеева: бургеры, роллы, паста и пицца.
«Шоколадница», по словам Прохорова, «ежедневно подстраивается под спрос, каждый день что-то меняет». Уменьшился размер и среднего чека, добавляет Ползиков: на доставку он ниже на 40–50%, чем в зале, это объясняется отсутствием в заказе алкоголя.
Высвободившийся персонал (до 1000 человек) «Шоколадница» временно трудоустроит в магазины «Магнита», говорит Прохоров, у сотрудников есть медицинские книжки, они смогут оперативно выйти на работу. «Росинтер» ведет переговоры о трудоустройстве сотрудников с рядом компаний, в том числе с X5 Retail Group. Большого спроса на такие виды подработки пока не наблюдается, отмечает Костеева.
Проблемы высокой кухни
А высокая кухня на доставку не ориентирована. На базе гастрономических заведений делать доставку невозможно, считает совладелец сети ресторанов «Мясо & рыба» Сергей Миронов, стейк определенной прожарки, подогретые соусы, морепродукты или теплые салаты доставке в принципе не подлежат. Тем, кто ходит в рестораны за гастрономическими удовольствиями, важны интерьер, подача, обслуживание, перечисляет Миронов, курьеры такого обеспечить не могут.
К тому же, по словам Миронова, работать на доставку экономически невыгодно: кухня в дорогих заведениях занимает около 15% площади, а платить аренду придется за все помещение целиком, поэтому все заведения закрылись. С ним согласен и Ползиков, не стали работать на доставку и закрыты Butler и Sixty.
Доставка совершенно точно не спасет бизнес, говорил «Ведомостям» 25 марта сооснователь Restart Vasilchuk Brothers Алексей Васильчук. Birds и Ruski, премиальные рестораны холдинга, запустили собственную доставку с 18 марта – заказы в пределах «Москва-сити» развозят официанты этих заведений. Прежде в ресторанах холдинга доля доставки составляла 10–15%, сейчас она немного выросла, но с падением основной выручки на 50–80% это все равно несопоставимо, отмечал Васильчук.
У Novikov Group более чем из 80 концептуальных ресторанов по всей стране на доставку сейчас работает около половины, но их количество уменьшается каждый день, говорит PR-директор Novikov Group Нелли Константинова. Доставка осуществляется либо через агрегаторов, либо силами сотрудников заведений. В последнем случае можно постараться соблюсти красоту подачи, рассуждает Константинова, но радиус доставки обычно не превышает 1,5 км от заведения. По сравнению с полноценной работой ресторана доставка «почти совсем невыгодна», не скрывает Константинова, это временная мера, она спасает только от полной остановки работы.
Фастфуд держится
Из всех заведений общепита пока неплохо чувствует себя фастфуд.
McDonald’s, Burger King и KFC закрыли все заведения в торговых центрах, но активно работают на доставку и выдачу предзаказов.
Сколько всего ресторанов закрыто, а сколько работает на доставку и выдачу предзаказов, представители этих трех сетей раскрыть отказались, объясняя это тем, что ситуация меняется ежедневно. Но, по словам человека, сотрудничающего с агрегатором доставки, для работы навынос открыто около 70–75% заведений.
Заказ можно оформить через приложение, мессенджеры и соцсети, а забрать из кафе или получить с помощью служб доставки.
Специального меню на карантин сети фастфуда не вводили. Заказы стали более объемными, рассчитанными на большее количество человек, добавляет представитель McDonald’s.
Преобладает «домашнее» потребление: еда либо заказывается сразу домой, либо забирается по пути из ресторана, рассказал представитель Burger King. Помимо бургеров и роллов, по его словам, неплохо вырос спрос на так называемые блюда для семейных посиделок: например, в каждом третьем чеке есть креветки в панировке. Появился спрос на детские обеды с игрушкой, добавил он, хотя в предыдущие месяцы подобное предложение в доставке совсем не имело спроса.
Перебоев с поставками нет, заверила директор по коммуникациям KFC в России, СНГ, Центральной и Восточной Европе Ирина Гущина: более 85% продукции – отечественная. У McDonald’s и Burger King этот показатель близок к 100%.
Вопрос трудоустройства сотрудников части закрытых точек у McDonald’s не стоит, уверяет его представитель: если предприятие закрыто, сотруднику предлагается ежегодный оплачиваемый отпуск, переход в другой ресторан сети или оформляется официальный простой с положенными выплатами. Все рабочие места будут сохранены, обещает он.
Часть сотрудников Burger King и KFC временно трудоустроит «Магнит». До этого о готовности принять на работу россиян, оставшихся без работы из-за ситуации с COVID-19, заявили и другие компании: крупные онлайн-ритейлеры Wildberries, «Сбермаркет», сервис заказа такси Gett, служба доставки продуктов iGooods и др.