«Победа» из-за коронавируса перестала платить за аренду самолетов

Но потеря флота лоукостеру вряд ли грозит – сейчас суда никому не нужны
Максим Стулов / Ведомости

100%-я «дочка» «Аэрофлота» – лоукостер «Победа» перестал платить за лизинг самолетов, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к государственным банкам, и два человека, близких к «Аэрофлоту». В парке «Победы» 30 самолетов Boeing 737-800. Это шестой по размеру флот в России, но за счет самой высокой среди регулярных авиакомпаний загрузки кресел и максимального налета судов «Победа» в январе – феврале вышла на третье место по количеству перевезенных пассажиров: 1,7 млн человек.

В марте все российские авиакомпании из-за принимаемых Россией и другими странами мер против коронавируса постепенно закрыли все международные рейсы. «Победа» лишилась возможности выполнять примерно 125 оборотных (туда-обратно) рейсов в неделю, это 25% всех ее рейсов, следует из расписания лоукостера, с которым ознакомились «Ведомости». Но даже на разрешенные внутрироссийские рейсы спрос упал к концу марта катастрофически, примерно на 60%, по данным Международной ассоциации аэропортов.

Первая остановка

«Победа» стала первой в России авиакомпанией, которая сообщила о полной остановке полетов: с 1 апреля до 31 мая отменены все внутренние рейсы лоукостера. Ранее в конце марта коммерческие рейсы прекратили чартерные перевозчики Azur Air, Royal Flight и I Fly, которые летали исключительно за рубеж, – последние дни они заняты только возвратом россиян домой. Прогноз IATA предполагает, что мировая гражданская авиация из-за коронавируса лишится в 2020 г. 44%, или $252 млрд, выручки. Многие крупные авиакомпании полностью остановили полеты (Emirates, Etihad, easyjet) или сократили их на 90% и даже больше (Lufthansa, Ryanair, Singapore Airlines, Qatar Airways, крупнейшие американские перевозчики).

Решение об остановке было принято «Победой» буквально в течение одного-двух дней, знает сотрудник «Аэрофлота»: изначально лоукостер планировал активнее залетать по России, делая акцент на перевозки из регионов в Сочи и Москву, но в конце прошлой недели власти Краснодарского края запретили заселение вновь прибывших в гостиницы и полеты в Сочи потеряли смысл. А столичная мэрия закрыла все торговые центры, рестораны и кафе. Полная остановка парка принесет меньшие потери, чем продолжение полетов при существующем спросе, решило руководство лоукостера.

Самолеты не нужны

«Победа» перестала платить за аренду лайнеров, хотя далеко не все лизингодатели уже одобрили лизинговые каникулы, говорят два собеседника «Ведомостей». «Лизингодатели, конечно, могут забрать самолеты, но что с ними делать дальше?» – говорит сотрудник «Аэрофлота».

Лизинговые платежи за самолеты авиакомпании вносят раз в месяц на месяц вперед, говорят сотрудники двух авиакомпаний. Соответственно, аренду самолетов за апрель «Победа» не оплатила, поясняют два собеседника «Ведомостей» в группе «Аэрофлот». Согласно материалам «Аэрофлота», с которыми ознакомились «Ведомости», у лоукостера шесть лизингодателей: 10 лайнеров он получил от «Сбербанк лизинга», четыре – от «ВТБ лизинга», восемь – от крупной китайской компании BOC Aviation, по три – от крупных игроков японской SMBC Aviation Capital и ирландской Avolon, еще два – от малоизвестных ирландских Elladoll ltd. и Jeritt ltd.

Согласно материалам «Аэрофлота», за аренду каждого Boeing 737-800 «Победа» платит $350 000–400 000 в месяц. Соответственно, за весь свой флот она должна вносить $10,5–12 млн в месяц. Лизинг в 2019 г. составил вторую после топлива статью расходов группы «Аэрофлот»: 23,5%, или 133,4 млрд руб., говорится в его отчете по МСФО.

Самолеты «Победы», как и подавляющее большинство иностранных лайнеров российских авиакомпаний, зарегистрированы в Бермудском реестре и переданы в лизинг по британскому праву. «Сбербанк лизинг» и «ВТБ лизинг» сдали суда в аренду через свои ирландские «дочки». Все контракты с авиакомпаниями индивидуальны, часто забрать самолет лизинговая компания может уже после одной просрочки платежа, говорят сотрудники двух иностранных лизинговых компаний, не работающих с «Победой». В обычной ситуации лизингодатели прежде всего забрали бы самолеты и искали другого арендатора, но сейчас самолеты девать некуда, добавляет один из собеседников. Наверняка все лизингодатели пойдут на отсрочки платежей, уверен он.

Авиакомпаниям нечего терять

Суд для выяснения разногласий определен в договоре аренды лайнера, лизингодатели чаще выбирают иностранную юрисдикцию, объясняют сотрудники двух иностранных лизингодателей. Но обычно иностранцы предъявляют судебные требования к российским перевозчикам только на стадии банкротства последних, так было с «Трансаэро» и «ВИМ-авиа», напоминают они.

«Переговоры по лизинговым платежам с «Победой» ведутся, обсуждаются различные варианты, решение еще не найдено», – говорит человек, близкий к Сбербанку. Представитель «Сбербанк лизинга» от комментариев отказался. «ВТБ лизинг» на прошлой неделе сообщил, что предоставил группе «Аэрофлот» лизинговые каникулы по 67 судам, а также авиакомпании Utair по трем дальнемагистральным Boeing 767. «Несколько судов, переданных группе «Аэрофлот», эксплуатируются авиакомпанией «Победа»: взаимоотношения по этим судам будут урегулированы в рамках общей договоренности с группой «Аэрофлот» о переносе платежей», – передал «Ведомостям» через пресс-службу гендиректор «ВТБ лизинга» Дмитрий Ивантер.

Представитель BOC Aviation от комментариев отказался. «Ведомости» направили запросы также в SMBC Aviation Capital и Avolon.

Многие российские авиакомпании приостановили лизинговые платежи, уверяет топ-менеджер небольшой авиакомпании. Но лизинговые компании самолеты забирать не собираются, их некуда девать, говорит он. «Ведомости» направили запросы на эту тему представителям «Аэрофлота», S7 Airlines, «Уральских авиалиний» и Utair. Практически все самолеты частных авиакомпаний S7 и «Уральские авиалинии» получены от иностранных лизингодателей. У Utair как минимум 47 из 65 судов находятся в собственности.

Провайдеры финансовых услуг в условиях практически полной остановки отрасли лишились любых рычагов влияния на авиакомпании, рассуждает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак: «Забирать самолеты? – пожалуйста, они никому не нужны и лизинговой компании придется самой платить за их стоянку; взыскивать неплатежи в судах? – у большинства авиакомпаний нет кэша и нет серьезных активов, а суды сейчас закрыты; по этой же причине бесперспективны попытки банкротить перевозчиков». Серьезным игрокам следует думать о том, как в будущем перезапускать бизнес, а для этого надо поддержать и сохранить авиакомпании, резюмирует он.