Мировой рынок люксовых товаров в этом году ждет антирекорд
По прогнозу Bain & Co., впервые в истории исследований продажи люкса снизятся более чем на 20%Мировой рынок категории «персональный люкс» – одежды, обуви, часов и аксессуаров – в этом году может упасть на 20–25% до 226 млрд евро, прогнозируют эксперты консалтинговой компании Bain & Co. В прошлом году он увеличился на 7% до 281 млрд евро, а по прогнозу Bain & Co, к 2025 г. должен был достигнуть 320–365 млрд евро.
Это случится впервые за всю историю исследований: начиная с 1996 г. среднегодовой рост рынка составлял 6%. В 2002–2003 гг. после терактов в США в сентябре 2001 г. на мировом рынке была стагнация. В 2009 г. в период финансового кризиса рынок снизился лишь на 8% по сравнению с 2008 г. Катаклизмы 2015–2016 гг. – террористические атаки в Европе, снижение потребления в США перед выборами, замедление роста экономики Китая – не провалили глобальный люксовый рынок, отмечает Bain & Co, – он демонстрировал нулевые показатели.
Нынешние прогнозы Bain & Co успокаивающие, в реальности ситуация будет гораздо хуже, считает президент Национальной палаты моды Александр Шумский. По его оценке, падение может составить не менее 40%.
Основные причины падения – экономический кризис, пандемия коронавируса COVID-19 и связанный с ним карантин в ряде ключевых стран, пишет Bain & Co. Китайский рынок – основной потребитель товаров класса люкс с долей более 50% – первым принял на себя удар коронавируса, и потребуется еще долгое время для возвращения к нормальному состоянию, параллельно ухудшалась ситуация в странах Европы и США.
Текущая ситуация уникальна, поскольку не до конца понятно, чем можно будет перекрыть падение рынка в первые кварталы, к тому же сроки продления карантина также непредсказуемы, отмечает Bain & Co, проблемы в экономике влекут снижение покупательной способности населения, а товары класса люкс не являются первой необходимостью.
Российский рынок товаров класса люкс отдельно Bain & Co не выделяет из-за несущественного размера, но включает его в европейский. В 2019 г., по предварительной оценке, он вырос на 1–3% до 87 млрд евро.
Россия мало чем отличается от остального мира, считает эксперт по ритейлу и рынку товаров класса люкс Bain & Co Ирина Куликова, однако падение цен на нефть только добавило негатива в российское потребление: рубль подешевел к основным валютам, а зарплаты населения остались прежними.
Крупнейшие российские люкс-ритейлеры ЦУМ и ГУМ цены пока не повышали. Старый курс сохраняется во всех магазинах группы компаний Bosco di Ciliegi, менять цены не планируется, сообщили в пресс-службе ГУМа.
В ЦУМе неделя с 9 по 15 марта стала рекордной по выручке: рост продаж в универмаге был 45%, в онлайне – 125%, говорит представитель ЦУМа, ажиотаж совпал с первой волной роста курса, а внутренний курс ЦУМа остался прежним. Больше всего спросом пользовались сумки, потом одежда и обувь. Последние дни значительное снижение трафика фиксируют оба универмага.
Представитель «Джамилько» (представляет в России бренды Salvatore Ferragamo, DKNY, Escada и др.) на запрос «Ведомостей» не ответил.
В сегменте часы и ювелирные украшения продажи просели. Приходится бороться за каждую продажу, организовывать клиентские мероприятия, тщательно работать с клиентской базой, рассказывает Татьяна Штерянова, директор по PR и связям с общественностью сети магазинов часов и ювелирных украшений Da Vinci. Сейчас продажи снизились значительно, но могут упасть гораздо больше из-за девальвации рубля, сетует она. Все продавцы люкса в России будут вынуждены поднять цены, так как это сделают зарубежные бренды.
Ожидаемое повышение цен подтвердил генеральный директор «Breitling Россия» Арсен Балаян. Все без исключения швейцарские часовые бренды – и Breitling в том числе – в связи с изменением курса рубля пересмотрят с апреля отпускные цены, знает он. По его словам, понимая ситуацию на рынке, Breitling будет менять цены осторожно, не пытаясь полностью компенсировать ослабление курса рубля к европейским валютам.
В этом году прибыль российских ритейлеров и брендов упадет независимо от роста или сохранения цен, считает Куликова. Ближайшие сезоны будут отличаться от всех, которые были раньше, согласен Шумский, очевидно, что отпуска все категории потребителей проведут дома и необходимости в новых коллекциях не видят даже покупатели люкса. Ожидание пандемии, строгого карантина и последующего кризиса не предполагает широкомасштабных инвестиций в Chanel, отмечает он, потребители будет сдерживать траты, поскольку непонятно, сколько продлится чрезвычайная ситуация.
Ситуацию усугубят и ограничения, введенные московскими властями: с 28 марта по 5 апреля в столице будут закрыты рестораны, кафе, столовые, магазины одежды, бары и парки, говорится в сообщении на сайте мэра Москвы Сергея Собянина. ЦУМ и ГУМ будут закрыты согласно распоряжению столичных властей, подтвердили оба ритейлера, оценить свои потери они не смогли.
Люкс-ритейлеры сильно пострадали из-за прекращения международного туризма, продажи упали более чем на 50%, подсчитал генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его мнению, ГУМ может терять в выручке до 5 млн руб. в день из-за отсутствия продаж арендаторов и прекращения работы гастронома и заведений общепита, а ЦУМ – до 30 млн руб. в день.