Коронавирус ударил по авиационной промышленности

Производители самолетов и компонентов сокращают выпуск и расходы, просят о помощи
Elaine Thompson / AP

Спрос на авиаперелеты резко сократился из-за распространения коронавируса и ограничений на рейсы во многих странах. Это создает большие проблемы не только авиаперевозчикам, но также производителям самолетов и их поставщикам.

Крупные авиакомпании США даже готовятся к возможной добровольной приостановке практически всех внутренних рейсов из-за снижения спроса, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на участников отрасли. Власти страны тоже думают издать соответствующий указ. Американские авиаперевозчики уже отменили большинство международных рейсов и объявили о планах сократить число внутренних на 40%. Всего авиакомпании в мире могут потерять из-за пандемии свыше $250 млрд, по прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). В этом случае их выручка сократится более чем на 40% в 2020 г.

 

Boeing

Boeing заявил, что с 25 марта приостановит на две недели производство самолетов на заводе в Эверетте, штат Вашингтон. Там он выпускает 787 Dreamliner и другие широкофюзеляжные модели.

Уже как минимум у 32 сотрудников Boeing обнаружен коронавирус, а один рабочий завода в Эверетте на выходных скончался, предположительно от осложнений, вызванных COVID-19, пишет WSJ со ссылкой на знакомых с ситуацией людей. Во время простоя Boeing проведет на заводе тщательную дезинфекцию. Всего на предприятии работают около 36 000 человек, включая офисных сотрудников. Тем, кто не может работать удаленно, компания все равно оплатит пропавшие 10 рабочих дней.

Но пауза, возможно, продлится дольше запланированного срока, считает аналитик инвестбанка Canaccord Genuity Кен Херберт. «Думаю, люди будут приятно удивлены, если она займет лишь две недели», – приводит его слова The Seattle Times.

Boeing уже объявил о приостановке выплаты дивидендов, а его гендиректор Дэвид Кэлхун и председатель совета директоров Ларри Келлнер полностью отказались от зарплаты до конца года. Также компания полностью выбрала кредитную линию на $13,8 млрд, о которой договорилась только в начале года. Зато Boeing пока не прибегал к массовым сокращениям.

Кроме того, компания попросила правительство США предоставить авиационной отрасли как минимум $60 млрд в виде гарантий по кредитам и другой помощи. В ее сообщении не уточняется, сколько она хотела бы получить сама, но говорится, что большая часть денег пошла бы на выплаты поставщикам. 

Airbus

Его главный конкурент Airbus 23 марта возобновил производство на всех заводах во Франции и Испании. Работа там была приостановлена на четыре рабочих дня, чтобы принять необходимые меры безопасности. Но заводы будут функционировать не на полную мощность. Airbus тоже объявил о приостановке выплаты дивидендов ради сокращения расходов и договорился о двух кредитных линиях на общую сумму 18 млрд евро.

Гендиректор Airbus Гийом Фори предупредил в документах, поданных регуляторам в преддверии ежегодного собрания акционеров, что из-за нынешней ситуации клиенты могут попросить отложить поставку самолетов или вовсе отменить заказы.

GE Aviation

Подразделение General Electric, выпускающее авиационные двигатели, сократит 10% сотрудников в США, или около 2500 человек. Также GE Aviation отправит в вынужденный отпуск на 90 дней около 50% сотрудников, занимающихся техническим обслуживанием двигателей в США. Гендиректор GE Aviation Дэвид Джойс с апреля откажется от половины зарплаты. Все эти меры позволят сэкономить от $500 млн до $1 млрд в этом году, заявила GE.

Всего в подразделении GE Aviation, которое выпускает двигатели для самолетов Boeing и Airbus, работает около 52 000 человек по всему миру. Это самый крупный и прибыльный бизнес GE. Правда, из-за проблем Boeing, связанных с приостановкой эксплуатации самолетов 737 Mах, денежный поток GE Aviation уменьшился в 2019 г. на $1,4 млрд до $4,4 млрд.

Гендиректор GE Ларри Калп назвал финансовое положение корпорации устойчивым. На конец 2019 г. в распоряжении GE были денежные средства в размере $36 млрд и неиспользованные кредитные линии на $35 млрд. «Однако мы по-прежнему не знаем, какими будут масштаб и продолжительность пандемии», – заявил Калп. Поэтому он намекнул, что возможны новые сокращения, и полностью отказался от зарплаты до конца 2020 г.

Аэропорты

До объявления GE крупные американские компании объявили о сокращении из-за пандемии коронавируса около 9000 человек, по данным международной компании Challenger, Gray & Christmas, занимающейся трудоустройством уволенных. В основном это делали гостиничные операторы и компании, чей бизнес связан с путешествиями.

Финансовые потери несут операторы аэропортов, магазины duty-free и поставщики продуктов питания для авиакомпаний. Поэтому представляющие их интересы организации ACI Europe, Airport Services Association, Airline Catering Association и European Travel Retail Council сначала по отдельности, а потом вместе обратились к Еврокомиссии с призывом предоставить финансовую помощь от ЕС не только авиакомпаниям, но и всем остальным участникам отрасли. По прогнозам ACI Europe, пассажиропоток в европейских аэропортах уменьшится более чем на 700 млн человек из-за пандемии в этом году, а выручка аэропортов в Европе – на 14 млрд евро.