Производство меди и металлов платиновой группы сократится из-за коронавируса
Это поддержит цены на них в краткосрочной перспективеПрезидент ЮАР Сирил Рамафоса объявил 24 марта о закрытии ряда производств на три недели из-за распространения коронавируса. Ограничения вступят в силу 26 марта и могут быть продлены на три месяца, они затронут производства, не требующие непрерывного цикла, в том числе добычу платины и палладия, пишут аналитики «ВТБ капитала» в ежедневном обзоре металлургического рынка.
На долю ЮАР приходится 70% мировых поставок платины и 35% – палладия. Даже 21-дневная остановка производства может привести к сокращению поставок из страны на 4 и 2% соответственно к 2020 г., указано в отчете «ВТБ капитала». Это поддержит цены на металлы платиновой группы в краткосрочной перспективе, уверены эксперты. Палладий 24 марта подорожал на Лондонской бирже металлов почти на 11% до $1903,2 за унцию, платина – на 8,4% до $696,1 за унцию.
Сократится из-за вируса и мировое производство меди: в конце прошлой недели Чили (31% мировой добычи) объявила, что страна начинает подготовку к карантину и временной приостановке деятельности горнодобывающих предприятий. «Codelco (64% от добычи медного сырья в Чили) уже объявила, что сокращает производство на 15 дней, для того чтобы минимизировать количество работников на рудниках. В Перу (11% мировой добычи меди) тоже начались снижения производства в соответствии с 15-дневным карантином, объявленным правительством страны», – перечисляет директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков. Медь подорожала после этих заявлений на 3,5% до $4797 за 1 т. При такой цене на металл около 10% чилийских предприятий убыточны, указывает эксперт. Потери мирового рынка от снижения добычи сырья из-за карантина в Чили, Перу и других странах пока трудно оценить, продолжает Халиков, ситуация меняется быстро и возможно, что в ближайшие дни профсоюзы в Чили и других странах добьются временной полной остановки производства. Кроме того, в сложившихся эпидемиологических условиях нарушаются экспортные и логистические цепочки на рынке меди, указывает эксперт.
«На рынок меди действует множество разнонаправленных факторов: потребление металлов сокращается на фоне снижения промышленного производства из-за карантинов, производители сырья снижают предложение, кроме того, появляются проблемы с логистикой (сотрудники компании также уходят на карантин. – «Ведомости»), паника на финансовых рынках», – перечисляет Халиков.
Медь традиционно является индикатором экономического роста или падения. С начала года, когда произошла вспышка коронавируса в Китае, распространившаяся теперь практически на весь мир, этот металл подешевел на 20%. Во время кредитного кризиса в 2008–2009 гг. цены на медь падали ниже $3000 за 1 т, напоминает Халиков. Вполне вероятно, что в ближайшие дни/недели мы увидим и более низкие уровни, но среднегодовые цены все-таки будут не ниже $5000 за 1 т, поскольку после окончания карантинов неизбежным будет быстрое улучшение экономической ситуации.
Крупнейшим производителем палладия в мире является «Норникель» (34,6% принадлежит структурам «Интерроса» Владимира Потанина), на его долю приходится почти 40% (2,9 млн унций в 2019 г.) мирового производства палладия и 10% – платины (690 000 унций). «Норникель» также является крупнейшим производителем меди в России – 42%, 486 000 т в 2019 г. Во вторник компания подорожала на Лондонской бирже на 19,8% до $38,7 млрд. Представитель компании комментировать рыночную конъюнктуру не стал.
Представитель Русской медной компании (18% российского производства) сообщил, что предприятия компании работают в штатном режиме, приостанавливать работу и снижать выпуск продукции не планируют. «Нельзя однозначно ответить, как ситуация в Чили скажется на дефиците сырья и динамике цен. В большей степени на рынок будет влиять уровень спроса на металл в Азии и общая деловая активность в мире», – подчеркнул он.
Представитель УГМК (40% российского производства меди) не ответил на запрос «Ведомостей».