Вслед за продовольствием россияне стали скупать морозильные камеры
Их продажи взлетели, у некоторых продавцов товар заканчиваетсяПродажи морозильных камер и холодильников в онлайн-магазинах резко выросли из-за ажиотажа, вызванного эпидемией коронавируса. У Ozon в марте они увеличились в 4 раза год к году. Наибольшим спросом, по словам представителя компании, пользуются дешевые модели и средней цены. На маркетплейсе goods.ru продажи этих товаров выросли почти в 4 раза за 14–19 марта по сравнению с 7–12 марта и в 16,5 раза год к году. В 4 раза выросли продажи морозильных камер и в «Ситилинке» с 13 по 18 марта в годовом сравнении, а холодильников – в 2,5 раза, рассказал директор сети Александр Лозовский. На маркетплейсе «Беру!» спрос на морозильные камеры за эти же дни увеличился почти в 5 раз по сравнению с 6–11 марта, а на холодильники – удвоился. Продажи отдельных категорий товаров выросли и у «М.видео-Эльдорадо». Спросом пользуется и дорогая бытовая техника, рассказал представитель сети.
В некоторых интернет-магазинах часть ассортимента морозильных камер 19 марта отсутствовала, а оставшиеся товары существенно подорожали по сравнению с выходными 14–15 марта. В этом убедился корреспондент «Ведомостей». Так, морозильных камер в низком и среднем ценовых сегментах почти не было на Ozon. Некоторые такие товары не удалось найти и на goods.ru. Морозильных камер не было в большинстве пунктов выдачи «Ситилинка», товар можно было получить с удаленного склада только через 3–4 дня, говорилось на сайте продавца.
Товары заканчиваются и goods.ru ежедневно подключает к платформе новых продавцов, говорит представитель маркетплейса. Всплеск продаж он объясняет экономической и эпидемиологической ситуацией, а также ростом ассортимента и числа покупателей интернет-магазина. Производители и поставщики бытовой техники предупредили, что с середины марта по июнь будут повышаться цены на часть брендов и подкатегорий товаров – эта продукция наиболее зависима от курса валют, говорит представитель Ozon. Взрывной рост продаж он объясняет низкой базой – продажи этих товаров на Ozon стартовали только в декабре 2018 г.
Представители производителей холодильников и морозильных камер «Бирюса», «Атлант», Hansa, Midea, Kenwood, Gorenje, Hisense, Scandilux не ответили на вопросы «Ведомостей».
Люди в страхе перед эпидемией закупают нескоропортящиеся продукты, в том числе замороженные, и теперь им стало некуда их девать, констатирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сложно сказать, какую долю занимают замороженные продукты в потребительской корзине россиян сейчас, говорит он, обычно это около 1%.
Ажиотажный спрос на замороженную продукцию возник в конце зимы. Представитель онлайн-магазина «Утконос» рассказывал о росте этих продаж в последнюю неделю февраля на 18% год к году. У goods.ru покупки нескоропортящихся продуктов подскочили в 5 раз в последние две недели февраля. У «Вкусвилла», по словам управляющего по качеству и закупкам Евгения Римского, продажи замороженной продукции с 14 по 19 марта выросли от 40 до 120% по сравнению с началом месяца, наибольшим спросом пользовались замороженная рыба, мясные полуфабрикаты, ягоды и овощные смеси.
«Могу сказать одно: конечно же, запасов продуктов питания как минимум на два месяца уже закуплено(ритейлерами - прим. ред.) Работа с поставщиками совместно с Минсельхозом проводится в ежесуточном режиме, для того чтобы не было никаких перебоев, в первую очередь, в логистических центрах». О ситуации с продовольственными запасами у российских ритейлеров: 19 марта 2020 г.
В выходные 14–15 марта ажиотажный спрос на товары с длительным сроком хранения ощутили и крупнейшие федеральные сети. В некоторых московских магазинах до сих пор нет, например, охлажденной мясной продукции и части замороженных товаров (курица, говядина, пельмени и др.).
Дефицит на полках связан с логистическими проблемами: в условиях повышенного спроса ритейлеры не успевают поставлять товары в магазины, сообщил 18 марта «Известиям» директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли Илья Власенко. 19 марта министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал, что российские ритейлеры закупили продуктов как минимум на два месяца, ведется постоянная работа с поставщиками.
Резкому росту спроса на морозильные камеры могло также способствовать ослабление рубля, считает Бурмистров. По данным Центробанка, на текущих счетах россиян к началу 2020 г. лежало 8 трлн руб. – исторический максимум, говорит эксперт, в отличие от кризиса 2014 г. панической покупки долларов не произошло. Вместо этого россияне стали тратить накопления на покупку товаров длительного пользования, например дорожающую технику, в том числе морозильные камеры, резюмирует Бурмистров.