Крупнейшие российские авиакомпании из-за коронавируса закрыли свыше 20% рейсов
Авиакомпании могут обанкротиться, признал руководитель Росавиации Александр НерадькоИз-за коронавируса возникают риски банкротств авиаперевозчиков, заявил 17 марта руководитель Росавиации и первый замминистра транспорта Александр Нерадько. По его словам, причиной этого стали падающие доходы авиакомпаний из-за закрытия международных маршрутов одновременно с растущими расходами из-за ослабления курса рубля.
Речь сейчас идет о сохранении самой гражданской авиации, считает президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун. По его словам, так плохо авиации не было никогда.
Последнее крупное банкротство в российской гражданской авиации случилось в 2015 г. Тогда полеты прекратила вторая по величине авиакомпания – «Трансаэро».
Тасун написал министру транспорта Евгению Дитриху, что недополученная выручка отрасли может составить 65–70 млрд руб. Нерадько сказал, что потери могут превысить 100 млрд руб. Эксперт авиационной практики Bain & Company Сергей Зайцев говорит, что в случае полного закрытия международных направлений 10 крупнейших авиакомпаний с апреля до декабря недополучат около 360 млрд руб. выручки.
Последняя доступная статистика Росавиации по российскому рынку – за февраль. Российские компании в этом месяце перевезли на 6,5% пассажиров больше – почти 8 млн человек. Но основные сокращения рейсов пришлись уже на март. Были закрыты полеты на самые массовые направления Европы, в Израиль, среднеазиатские страны и Армению. Сами закрыли авиасообщение Австрия, Черногория, страны Прибалтики, Узбекистан, Таджикистан и Казахстан.
Ни одна крупная авиакомпания не сообщает, сколько рейсов в неделю она перестала выполнять из-за коронавируса. Согласно расписаниям пяти из шести крупнейших перевозчиков – «Аэрофлота», S7, «Победы» (лоукостер, «дочка» «Аэрофлота»), «Уральских авиалиний» и Utair, с которыми ознакомились «Ведомости», они перестали в сумме выполнять около 1200 парных (туда и обратно) международных рейсов в неделю. Это 20% полетов. Расписание другой «дочки» «Аэрофлота» – «России» изучить не удалось.
Абсолютное большинство отмененных рейсов приходится на «Аэрофлот» – около 670 в неделю. Национальный перевозчик доминировал на европейском рынке, ни одна авиакомпания не могла сравниться с ним по количеству направлений и частоте рейсов в наиболее востребованные города. Закрыто около 25% рейсов «Аэрофлота». Рекордсмен по этому показателю «Уральские авиалинии»: компания закрыла 40% рейсов.
В итоге у пяти из шести крупнейших авиакомпаний осталось в сумме около 4000 парных рейсов в неделю. Причем международная сеть осталась, по сути, только у «Аэрофлота»: он продолжает летать в некоторые европейские столицы (например, Брюссель, Лондон, Париж, Берлин), а также по дальнемагистральным направлениям – в Дели, Юго-Восточную Азию, США, Гавану. Всего у «Аэрофлота» осталось примерно 430 парных международных рейсов в неделю.
По 15–18% всех своих рейсов утратили S7, «Победа» и Utair.
Авиакомпании цифры ожидаемых потерь в деньгах пока не дают. Крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» из-за сокращения количества рейсов ощущает «колоссальное, прежде всего финансовое, давление», заявила 16 марта пресс-секретарь авиакомпании Юлия Спивакова. Председатель совета директоров S7 Airlines Татьяна Филева в опубликованном в Forbes 16 марта интервью сказала, что компания в ответ на кризис будет «ужиматься».
Немецкая Lufthanza уже объявила о двукратном сокращении парка, латвийская AirBaltic вообще временно прекратила полеты. «Аэрофлот» пока предложил своим сотрудникам уйти в отпуск, сказала Спивакова. Так же поступила и S7.
Для поддержки авиакомпаний Росавиация предлагает обнулить аэронавигационные сборы при полетах на Дальний Восток и в Арктику, а в других регионах снизить эти сборы на 50%, заявил Нерадько на коллегии. Также федеральное агентство предлагает мораторий на рост аэропортовых тарифов и просит отрасль поддержать такие «антикризисные меры», добавил он. По словам Нерадько, Минтранс и Росавиация сейчас готовят комплексный план поддержки авиаперевозчиков, а также аэропортов и других организаций отрасли.
Лизингодатели должны будут пойти навстречу авиакомпаниям, но вот насколько, будет зависеть от конкретного портфеля авиакомпании и лизинговой компании, стратегии управления рисками, готовности государства помогать, говорит Зайцев.
Надо вести работу с лизинговыми компаниями по переносу или снижению платежей, отмечают Нерадько и Тасун. «Мы ведем работу по сокращению расходов. В том числе рассматриваем варианты реструктуризации договоров с лизингодателями», – указывает представитель S7. Остальные авиакомпании тему не комментируют.