Стоимость фрахта нефтяных танкеров подскочила на 700%
Их арендуют для хранения подешевевшей нефти из Саудовской АравииСтоимость фрахта супертанкеров с Ближнего Востока в Китай на прошлой неделе выросла на 700% до $243 347 в день, сообщило Bloomberg со ссылкой на Балтийскую биржу. На это повлияли планы Саудовской Аравии нарастить добычу и бронирование судов для хранения дешевой нефти.
При этом аренда танкера на более короткие маршруты может быть еще дороже. По данным Tankers International, индийская корпорация Reliance Industries Ltd. зарезервировала супертанкер Princess Mary более чем за $400 000 в день. В начале апреля корпорация намерена перевезти нефть с Ближнего Востока на западное побережье Индии. Расстояние до Джамнагара, ключевого нефтеперерабатывающего центра на этом побережье, составляет около 1300 миль (более 2000 км), или 4–5 дней пути, отмечает агентство. Владельцы судов могут настаивать на надбавках за такие маршруты, опасаясь пропустить бронирование на дальние расстояния, которое гарантирует высокий заработок в течение нескольких недель, объясняет Bloomberg.
Спрос на танкеры вырос, когда Саудовская Аравия и Россия, не сумев договориться о продлении ограничений добычи нефти, заявили о намерениях увеличить добычу сырья. Это обрушило цены на нефть. 16 марта нефть Brent торговалась на Лондонской бирже ниже $30 за баррель, но на следующий день вернулась на уровень около $31 за баррель. Краткосрочные цены на нефть настолько ниже, чем цены фьючерсов, что суда бронируют для хранения нефти на несколько месяцев, пишет агентство.
Саудовская танкерная компания Bahri, которой принадлежит около 40 танкеров, забронировала дополнительно 25–30 гигантских судов для загрузки в конце марта или в начале апреля, рассказали агентству шесть судовых брокеров и руководителей компаний.
«Загрузка мощностей флота в настоящее время близка к 100%», – отмечают аналитики Clarksons Platou. По их ожиданиям, в краткосрочной перспективе цены могут вырасти еще.
Падение спроса на нефть из-за вспышки коронавируса и увеличение добычи Саудовской Аравией и Россией привело к тому, что многие производители нуждаются в дополнительных складских мощностях для хранения сырой нефти, пока не вырастут цены, и для этого они используют супертанкеры, говорит партнер Deloitte Йорг Дорлер: «Резкий рост фрахтовых ставок увеличит давление на прибыли крупных нефтяных игроков, в частности Saudi Aramco, в дополнение к низким ценам на нефть».
Использовать танкеры для хранения нефти в период большого избытка предложения – распространенная практика, говорит аналитик АКРА Василий Танурков. Высокие цены фрахта и хранения ведут к снижению спотовых цен, отмечает он: потребители будут покупать избыточную нефть сейчас, только если потенциальный доход от ее хранения будет перекрывать стоимость хранения, т. е. рост стоимости фрахта должен перекрываться падением спотовой цены.
В 2019 г. танкеры сдавались в среднем за $67 000 в сутки, за восемь дней непрерывного роста фрахтовых ставок дополнительные доходы судовладельцев от сдачи танкеров могли составить $200–250 млн, посчитала консультант Vygon Consulting Екатерина Колбикова. Из-за роста ставок снижается привлекательность морских перевозок нефти, полагает она: затраты на доставку нефти из Саудовской Аравии в Китай выросли с $2,1 за баррель в среднем в 2019 г. до $4,9 за баррель. «Растущие затраты на транспортировку при значительном снижении цен на нефть нанесут двойной удар по бюджету ближневосточных стран. Поэтому такая ситуация не сможет сохраняться вдолгую», – считает Колбикова.
Для транспортировки по российской территории используются трубопроводы, но значительная часть российской нефти также экспортируется морем, отметил Дорлер.
По данным международного ценового агентства Argus Media, резкий рост ставок фрахта коснулся и маршрутов из российских портов: стоимость перевозки нефти объемом в 100 000 т из Козьмина в Сингапур и Тибу (Япония) 16 марта составила $820 000 и $800 000 за рейс, увеличившись с 11 марта на $150 000. А расходы на транспортировку аналогичного груза из Козьмина в Йосу (Южная Корея) и порты Северного Китая выросли за тот же период также на $150 000 – до $720 000 и $800 000 соответственно.
Представитель Saudi Aramco отказался от комментариев. Его коллеги из «Роснефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» не ответили на запросы «Ведомостей».