НЛМК просит американский суд отменить введенные Трампом пошлины на слябы
Свои потери компания оценивает в $170 млнАмериканские заводы НЛМК – NLMK Pennsylvania и NLMK Indiana – обратились в суд по международной торговле США. Предприятия требуют признать, по их мнению, неправомерным отказ министерства торговли страны отменить пошлины на стальные полуфабрикаты, сообщила компания 2 марта.
В апреле 2017 г. президент США Дональд Трамп подписал указ «Покупай американское, нанимай американцев». Он обязывает госструктуры увеличить закупки продукции, выпущенной в США. Но если полуфабрикат для продукции изготовлен не в США, она американской не считается; слябы – как раз полуфабрикат.
В марте 2018 г. США ввели импортные пошлины – 25% для стали и 10% для алюминия – в отношении продукции из Китая, России, Японии. Пошлины были введены на всю стальную продукцию, включая слябы, но не коснулись горячебрикетированного железа и чугуна. НЛМК попал под действие этих пошлин, так как поставлял слябы, произведенные на Липецкой площадке, на свои американские предприятия. Из России на них поставлялось примерно 1,5 млн т слябов в год.
Американский дивизион НЛМК в марте 2018 г. обратился в минторг США с просьбой вывести слябы из-под действия пошлин. Президент NLMK USA Боб Миллер тогда говорил, что в случае, если слябы не будут исключены из списка стальной продукции, на которую налагается пошлина, компания может столкнуться с необходимостью сокращения штата на заводе в Пенсильвании. А это более 1000 сотрудников. Кроме того, писала компания в письме в минторг США, пошлины могут вынудить НЛМК остановить производство. Производство не встало, но НЛМК отложил инвестиции в модернизацию американских мощностей, которые планировалось осуществить в 2018–2020 гг. В апреле 2019 г. минторг США отказал НЛМК: три американских сталелитейных предприятия – AK Steel, Nucor и US Steel – подали возражения против исключения. Теперь крупнейший российский производитель стали намерен оспаривать это решение в суде. Свои потери от оплаты пошлины на слябы компания оценивает в $170 млн.
В США у НЛМК три завода: два в Пенсильвании и один в Индиане. NLMK Pennsylvania производит высокоуглеродистую и легированную сталь. Расположенное в том же штате предприятие Sharon Coating производит из проката NLMK Pennsylvania горячеоцинкованный прокат. NLMK Indiana производит сталь (700 000 т слябов в год) и горячекатаный прокат. Всего предприятия американского дивизиона производят порядка 2 млн т металлопродукции в год. Плоский прокат NLMK USA занимает 3% рынка этой продукции в США.
В мае прошлого года президент НЛМК Григорий Федоришин рассказал, что американский дивизион компании перешел с российских слябов на слябы из беспошлинных стран – Бразилии, Мексики и Канады. Северная Америка – третий по значению для НЛМК рынок: 15,7% (или 2,7 млн из 17,1 млн т) в структуре продаж НЛМК по итогам 2019 г. На долю американского дивизиона пришлось 16% выручки компании ($1,7 млрд из $10,6 млрд).
Основной владелец НЛМК, Владимир Лисин, тогда говорил, что компания заинтересована в американском рынке, но введение пошлин на российские стальные полуфабрикаты накладывает свои коррективы на стратегию развития NLMK USA. «Долгосрочной контрактной стратегии для американского дивизиона у компании сейчас нет, – пояснял Федоришин. – Она работает в спотовом режиме. Нарушение цепочки поставок приводит к значительным рискам для компании и сильно ухудшает экономику проекта».
Судебная риторика в данном случае – самый эффективный способ защиты, считает партнер консалтинговой компании Urus Advisory Алексей Панин. Собственные слябы позволяли компании экономить до $75 на тонне проката, это выгодно отличало американское подразделение НЛМК от конкурентов на американском рынке, подсчитывал директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. По его словам, с учетом пошлины и стоимости доставки использование своего сляба оказывается дороже на $10–20 с тонны, а слябы из не подлежащих пошлинам стран дорожают.
Рынки США и Канады и Бразилии, в отношении которых были отменены пошлины, не смогли обеспечить потребности НЛМК в слябах необходимого размера и качества, отмечает аналитик Raiffeisenbank Ирина Ализаровская. В 2018 г. цены на внутреннем американском рынке были высокие, что позволяло компании эффективно работать даже с учетом уплаты пошлины. Сейчас на рынке стали спад, усугубившийся еще и ситуацией с коронавирусом и накоплением запасов стали в Китае, продолжает эксперт. В таких условиях ожидать роста мировых и американских цен на стальную продукцию не стоит, заключает она.
Представитель министерства торговли США не ответил на запрос «Ведомостей».