Бокарев получил долю в крупнейшем владельце инновационных вагонов

Ему теперь принадлежит 25% в «Модум-трансе»
Сергей Савостьянов / ТАСС

Совладелец «Трансмашхолдинга» и УГМК Андрей Бокарев (его состояние Forbes оценивает в $1,5 млрд) приобрел 25% железнодорожного грузового оператора «Модум-транс», сообщила компания. Он выкупил долю у самого «Модум-транса», сказал человек, близкий к сделке.

25% долей «Модум-транс» в конце прошлого года приобрел у Артема Чайки – сына бывшего генпрокурора, а ныне полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе Юрия Чайки – и двух его партнеров. Сумма сделки с Бокаревым не раскрывается. Стоимость «Модум-транса» с учетом долга не превышает 15 млрд руб., говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, 25%-ная доля обошлась Бокареву, вероятно, не менее чем в 3 млрд руб. Цена всей компании может варьироваться от 12 млрд до 17 млрд руб., оценивает начальник управления инвестиционно-банковских услуг Новой инвестиционной группы Анна Нагорных.

Представитель «Трансмашхолдинга» не ответил на запрос «Ведомостей», чью долю приобрел Бокарев. Еще 75% «Модум-транса», по данным «СПАРК-Интерфакса», принадлежит «Инвест-логистике». Ее владелец – столичный «СЕТ-холдинг»; учрежден «Априори инвестом», единственным владельцем которого является Александр Самусев.

«Модум-транс» (бывшая «УВЗ-логистик», которая в начале 2018 г. была выкуплена у «Уралвагонзавода») с 2010 г. занимается организацией железнодорожных перевозок в России, странах Балтии и в других регионах. За 2019 г. он перевез около 47,5 млн т грузов – почти вдвое больше, чем в 2018 г. Компания занимает 3-е место по общему парку вагонов, 1-е место по количеству инновационных вагонов (с повышенной нагрузкой на ось, позволяют перевозить больше грузов) и 2-е – по количеству полувагонов, говорится в сообщении «Модум-транса». В его парке более 75 000 вагонов.

В октябре 2019 г. Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) разорвала контракт с железнодорожным оператором «Восток1520» (актив Александра Несиса) на аренду 15 500 инновационных вагонов, сообщал РБК. Этот контракт был передан «Модум-трансу», что позволило компании стать крупнейшим оператором таких вагонов.

Стратегия «Модум-транса» позволила оператору выйти на лидирующие позиции в отрасли, «актив становится интересным и перспективным вложением для стратегического партнерства», приводятся в сообщении слова Бокарева. Это основа для стратегического партнерства с крупным промышленным инвестором, отметил гендиректор «Модум-транса» Дмитрий Артяков.

«Бокарев давно в транспортном бизнесе, ему операторский бизнес понятен, как и сегмент перевозок угля и металлургических грузов», – рассуждает Бурмистров. Компания «Модум-транс» рентабельна, существенно нарастила парк вагонов с повышенной осевой нагрузкой и является безоговорочным лидером на рынке подвижного состава с увеличенной нагрузкой на ось, продолжает он: «Компания обладает уникальными возможностями, чтобы помогать угольным компаниям наращивать экспорт по Транссибу и БАМу в условиях ограниченной провозной способности». Основная проблема – это достаточно высокий долг (4,7 EBITDA по итогам 2019 г.), продолжает Бурмистров, но в условиях снижения арендных ставок парк с увеличенной осевой нагрузкой гораздо более устойчив к таким изменениям. «Модум-транс» – динамично развивающийся оператор на рынке грузовых перевозок, в прошлом году заметно нарастил долю на рынке за счет приобретения парка ГТЛК, напоминает Нагорных. «Падение тарифов за перевозку продолжится, дальнейшая консолидация отрасли неизбежна, и приобретаемая компания может стать хорошей базой для дальнейших покупок», – заключает она.