Газпромбанк планирует впервые инвестировать в аэропорты
Он может стать партнером в проекте Виктора Вексельберга и Романа ТроценкоГазпромбанк может стать участником совместного предприятия, которое создают для получения в концессию аэропорта Благовещенска холдинги «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга и «Новапорт» Романа Троценко, банк ведет с ними переговоры. Об этом «Ведомостям» рассказали три человека, близких к разным сторонам переговоров.
Ранее Газпромбанк в аэропортовые активы не инвестировал. Доли в аэропортах имеют только два крупнейших российских банка. Сбербанку принадлежат 20% минус 1 акция холдинга «Базэл аэро» Олега Дерипаски, в который входят аэропорты Сочи, Краснодара и Анапы; ВТБ – 25,01% «Воздушных ворот Северной столицы», компании – концессионера «Пулково».
Правительство Амурской области в декабре объявило конкурс на передачу в концессию на 30 лет аэропорта Благовещенска. В 2019 г. он стал одним из самых быстрорастущих в России, увеличив пассажиропоток на 30% до 560 000 человек. Принять участие в конкурсе планировали все три российских профильных холдинга – «Аэропорты регионов», «Базэл аэро» и «Новапорт», рассказывали сотрудники холдингов. В итоге «Аэропорты регионов» и «Новапорт» решили участвовать в конкурсе совместно и создать СП, ради этого область даже перенесла сроки подачи заявки с конца января на 10 марта, а потом на 18 марта. Заявку о создании СП еще не рассмотрела Федеральная антимонопольная служба.
600 млн евро
примерно столько инвестировал банк ВТБ в компанию «Воздушные ворота Северной столицы». Инвестиции классифицированы как заем акционера
Газпромбанк – давний партнер холдинга Вексельберга. Он кредитовал крупнейший проект холдинга, строительство нового аэропорта «Платов», а сейчас и модернизацию аэропорта Нового Уренгоя. Теперь банк хочет попробовать себя в роли акционера проектной компании, для него это будет гарантией, что его выберут кредитором проекта, говорят два собеседника «Ведомостей». По условиям конкурса в аэропорту надо построить терминал международных рейсов, реконструировать терминал внутренних рейсов, грузовой комплекс и привокзальную площадь, затратив на это минимум 2,25 млрд руб.
Плюс для инвесторов в том, что участие банка в проектной компании снизит размер залога по кредиту, говорит третий собеседник. «Аэропорты регионов» и «Новапорт» предлагают правительству массово развивать по концессии небольшие аэропорты, которые принадлежат государству и являются убыточными. Благовещенск может стать проектом, на котором будет опробовано совместное управление активами, добавляет один из источников.
$120 млн
за столько Сбербанк купил 20% минус 1 акция холдинга «Базэл аэро»
Собеседники «Ведомостей» не говорят, на какую долю в СП претендует Газпромбанк. Переговоры с банком еще идут, решение не принято. Но доли «Новапорта» и «Аэропортов регионов» должны быть равными. «Участие Газпромбанка в совместном предприятии предполагалось изначально», – говорит представитель «Аэропортов регионов». Представители Газпромбанка и «Новапорта» на запросы «Ведомостей» не ответили.
«Газпромбанк активно кредитует концессионные проекты в дорожно-строительной отрасли и социальной сфере, часто выступает участником консорциумов. Его желание поучаствовать в аэропортовой концессии вполне логично, – полагает руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. – Основные аэропортовые активы уже поделены между профильными инвесторами, поэтому концессий в этой отрасли мало». Благовещенск далеко не самый крупный и привлекательный актив, но тем не менее интересный проект, заключает она.
Непонятно, будет ли у СП конкурент на конкурсе. «Мы не подтверждаем интереса к участию в конкурсе», – сказал представитель «Базэл аэро».