Крупнейший производитель пасты в мире расширяет бизнес в России

Итальянская Barilla потратит 130 млн евро на строительство мельницы и второго завода по производству пасты
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Итальянский концерн Barilla вложит более 130 млн евро в проект в подмосковной особой экономической зоне (ОЭЗ) «Ступино квадрат» (принадлежит девелоперу MR Group). Компания построит мельницу, на которой будет производить муку из твердых сортов пшеницы, а также свой второй в России завод по производству пасты. Об этом «Ведомостям» сообщили управляющий партнер ОЭЗ «Ступино квадрат» Екатерина Евдокимова и вице-президент Barilla в России и СНГ Михаил Путилин.

Barilla – мировой лидер по производству пасты. Пока у нее одна площадка в России – завод по производству пасты и хлеба для сэндвичей в подмосковном Солнечногорске. Этот завод компания получила в 2003 г. после приобретения французского производителя хлебобулочных изделий Harry’s. В 2015 г. на нем компания запустила производство пасты. Выручка «Барилла рус» в 2018 г. составила 5,2 млрд руб., чистая прибыль – 432,5 млн, по данным «СПАРК-Интерфакса».

Новый проект поможет укрепить позиции компании на российском рынке, говорит Путилин. На первом этапе Barilla построит мельницу мощностью 700 т муки в сутки – это займет 2,5 года. Собственная мельница позволит получать сырье стабильно высокого качества, объясняет Путилин. Сейчас компания покупает муку из твердых сортов пшеницы у российских производителей, закупки за четыре года выросли втрое. Крупному производителю нужна собственная мельница, поскольку муки стандартного качества в России недостаточно, согласен гендиректор «СИ групп» (производитель макарон «Шебекинские») Андрей Гуров.

На втором этапе Barilla построит завод по производству пасты. Его мощность Путилин не раскрывает. Он лишь указывает, что проект в «Ступино квадрате» позволит компании удвоить производство в России и экспортировать продукцию. Мощность завода в Солнечногорске – 74 000 т в год.

Российский рынок – один из ключевых для Barilla, популярность продукции в России растет, говорит Путилин. В 2015 г. бренд Barilla занимал 3-е место по продажам в России, а с 2016 г. – второе, по данным Euromonitor International. 

При этом рынок макаронных изделий в России практически не растет, говорит Гуров. В 2019 г. продажи увеличились на 1,7% до 1,1 млн т, согласно Euromonitor International. Но, например, у «Макфы» они растут быстрее рынка – на 5% в год, замечает представитель компании. Потребители выбирают продукцию известных брендов, которые предлагают хорошее соотношение цены и качества, продукцию из твердых сортов пшеницы, объясняет он. Помогает увеличивать продажи и растущий спрос на макароны с полезными добавками – например, «Макфа» недавно запустила новую линейку Livingood с добавлением бета-глюкана.

У «СИ групп» продажи тоже растут, компания увеличивает производство: в ближайшие месяцы запускает вторую очередь завода в Саратовской области. Она включает вторую мельницу и второй цех производства макарон. Это позволит «СИ групп» удвоить производство муки до 160 000 т, а производство макарон на этом предприятии – на 50% до 140 000 т.

Доля Barilla в продажах в России в 2019 г. составляла 6,5%, по данным Euromonitor. На 1-м месте с большим отрывом – «Макфа», 20,2%. «Макфа» приветствует усиление конкуренции – это позволяет улучшать предложение для потребителя, говорит представитель компании.

Потребители в России стали лучше разбираться в продуктах и теперь знают, какой должна быть настоящая итальянская паста, а Barilla как раз золотой стандарт качества, объясняет популярность бренда гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько. Большая мельница и новые мощности могут позволить компании увеличить долю на рынке. Но могут возникнуть трудности – в России зачастую сложно найти твердую пшеницу нужного качества. Поэтому компании придется развивать технологии, расширять географию закупки зерна, внедрять новые сорта и т. д. Существенного роста потребления в России не ожидается, однако крупнейшие компании будут увеличивать продажи, тесня более мелких производителей, прогнозирует представитель «Макфы». Также будет расти доля продукции с полезными добавками, говорит он.

Евгений Разумный / Ведомости