«Магнит» станет тестовой площадкой для системы маркировки товаров

Это поможет снизить затраты других участников рынка на ее внедрение
 «Магнит» станет площадкой для тестирования маркировки товаров «Честный знак».
«Магнит» станет площадкой для тестирования маркировки товаров «Честный знак». / Максим Стулов / Ведомости

Второй по выручке российский ритейлер – «Магнит» станет площадкой для тестирования маркировки товаров «Честный знак». Об этом «Ведомостям» рассказали заместитель гендиректора оператора системы маркировки – Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Реваз Юсупов и представитель «Магнита».

Система «Честный знак» позволяет прослеживать путь товаров от производства до прилавка. Маркировка уже обязательна для изделий из меха (шуб), табачной продукции и лекарств из списка семи высокозатратных нозологий. С 1 марта должна начаться обязательная маркировка обуви, до конца 2020 г. – остальных лекарств, альтернативной табачной продукции (сигары, кальянный и трубочный табаки и др.), фотоаппаратов, шин, духов и туалетной воды. С маркировкой молочной продукции, велосипедов и инвалидных колясок ведутся эксперименты. Срок начала обязательной маркировки молочной продукции – 1 декабря. Точные даты старта обязательной маркировки для остальных участвующих в эксперименте товаров не установлены.

Обычно участники рынка сами тестируют систему и при необходимости обращаются за помощью в ЦРПТ, говорит Юсупов. Но ЦРПТ, по его словам, решил централизованно проверить все процессы от выпуска товара с производства до его покупки в магазине, чтобы устранить ошибки и усовершенствовать систему.

Эксперимент упростит и сократит сроки внедрения обязательной маркировки для всего рынка, считает замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов. У «Магнита» много поставщиков продуктов и других товаров и он продает все маркируемые изделия, кроме фотокамер и шуб, объясняет выбор Юсупов. Помимо розничных магазинов у «Магнита» есть оптовые подразделения, своя система электронного документооборота, на которой ЦРПТ и будет проверять процессы маркировки, перечисляет он.

ЦРПТ другим крупным сетям аналогичное партнерство, по словам Юсупова, не предлагал. Например, другой крупный продовольственный ритейлер – «Лента», по словам ее представителя, не получала от ЦРПТ предложений о сотрудничестве. Тестирование процессов маркировки на «Магните» значительно упростит ее внедрение, признает он. Представители X5 Retail Group, «Дикси», «Ашана» не ответили на вопросы «Ведомостей».

По словам представителя «Магнита», партнерами ЦРПТ в эксперименте с ритейлером станут поставщики сети. Среди них – производитель молочной продукции «Вакинское агро», других партнеров он не назвал. По словам Юсупова, пока договоренностей по участию других поставщиков в эксперименте с «Магнитом» нет. Директор по развитию «Вакинское агро» Дмитрий Олескин подтвердил это: предприятие оборудовало одну линию по производству питьевого молока принтерами от ЦРПТ и устройствами для считывания кодов и поставила первую партию промаркированной продукции в «Магнит».

Ранее производители молочной продукции жаловались на несовершенства системы маркировки.

Союзмолоко опросило ранее в феврале 28 производителей молочной продукции и оказалось, что из-за плохой считываемости кодов часть продукции (в некоторых случаях – до 85%) должна быть списана – это дополнительные потери бизнеса, напомнил представитель союза. С ним согласна региональный вице-президент по корпоративным отношениям в России и СНГ компании Danone Марина Балабанова. Среди других минусов маркировки она называет высокие затраты на оборудование для печати и нанесения марок. В среднем, чтобы оснастить одну производственную линию, требуется 4,5–10 млн руб., оценивает представитель Союзмолока. Также необходимо будет перестроить всю логистику, оплатить марки (50 коп. за штуку). Подобные затраты неподъемны для любого бизнеса, считает Балабанова. И они могут привести к закрытию части производств, добавляет представитель Союзмолока.

Другой поставщик «Магнита» – производитель плавленых и прочих сыров «Карат» проводит с ЦРПТ тестирование отдельно, рассказал гендиректор завода Евгений Гребнев. По его словам, это уже не первый эксперимент с маркировкой за последние два года, но прошлые не привели к желаемым результатам.

В системе маркировки сейчас много нюансов, резюмирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: не все коды читаются, есть сложности с их нанесением и проч., а эксперимент с «Магнитом» поможет оператору заранее исправить ошибки и избежать перебоев после введения обязательной маркировки.

Тестирование системы маркировки на базе крупных сетевых игроков поможет другим участникам рынка сократить затраты и сроки адаптации к ней, соглашается руководитель рабочей группы по маркировке и прослеживаемости Ассоциации компаний розничной торговли Анна Орлова. Если эксперимент будет успешен, его результаты помогут сэкономить участникам рынка несколько миллиардов рублей в 2020–2021 гг., полагает Бурмистров.

Представитель Минсельхоза не ответил на запрос «Ведомостей».

Исправленная версия. Уточнены сроки маркировки молочной продукции.