«Газпром» с Wintershall начинают добычу газа в Северном море
Для российской компании проект важен с точки зрения имиджа20 февраля компания Wintershall Noordzee B.V. (WINZ) сообщила о начале добычи на газовом месторождении Sillimanite в Северном море. WINZ – совместное предприятие Gazprom EP International B.V. и немецкой Wintershall Dea, обеим компаниям принадлежит по 50%. «Проект позволит увеличить добычу газа в Европе и укрепит позиции Wintershall Dea в качестве крупнейшей независимой компании Европы по добыче газа и нефти», – цитируются в сообщении компании слова члена правления Wintershall Dea Хуго Дийкграафа.
Месторождение Sillimanite было открыто в 2015 г. в южной части Северного моря. Оно примерно одинаково удалено от берегов Великобритании и Нидерландов, из-за чего подпадает под юрисдикцию обеих стран, но компанией-оператором в обоих случаях выступает WINZ (39,7%), а Gazprom EP International напрямую принадлежит еще 19,9% в проекте.
Каковы запасы месторождения, когда предполагается выйти на полку добычи и какой она будет, представители Wintershall Dea и Gazprom EP International комментировать не стали.
Чуть южнее Sillimanite находится еще один добычный проект, где WINZ владеет 64,5% и выступает в роли оператора (прямая доля Gazprom EP International – 20%), – месторождение Wingate. Оно было открыто в 2008 г., добыча началась тремя годами позднее и сейчас находится на уровне около 0,44 млрд куб. м в год. Финансирование проекта распределялось между участниками консорциума пропорционально долям владения, указано в материалах Gazprom EP International. Инвестиции Wintershall Dea в проект составили около 50 млн евро, сообщает немецкая компания. Таким образом, общая стоимость разработки Wingate может составлять около 155 млн евро, из которых 82 млн – финансирование с российской стороны.
4,9 млрд куб. м газа
было добыто в 2019 г. на проектах, в которых участвует Gazprom EP International
Морские платформы на Wingate управляются удаленно из нидерландского города Ден-Хелдер, газ с месторождения поставляется в трубопроводную систему Нидерландов. Добычу на Sillimanite предполагается организовать таким же образом, следует из слов Дийкграафа. Предполагается, что весь объем добытого на Sillimanite газа будет маркетироваться оператором проекта самостоятельно, говорится в совместном ответе компаний: «Газ будет продаваться в Нидерландах на газовом TTF (Title Transfer Facility)».
Кроме того, до конца 2020 г. WINZ рассчитывает принять инвестиционное решение по разработке нефтяных месторождений Rembrandt и Vermeer, находящихся на нидерландской части шельфа. Оба проекта очень привлекательны, сейчас по ним готовится технико-экономическое обоснование, сообщил Дийкграаф.
Gazprom EP International – дочерняя структура «Газпрома», через которую начиная с 2007 г. российский концерн участвует в зарубежных добычных проектах. География деятельности компании включает в себя 20 стран и более 40 проектов, в том числе в Боливии, Вьетнаме, Алжире и Северном море, говорится в материалах компании. Суммарный объем добычи за 2019 г. на проектах с участием Gazprom EP International – 4,9 млрд куб. м газа и 600 000 т конденсата, сообщил «Ведомостям» представитель компании.
WINZ – одна из крупнейших компаний, добывающих нефть и газ на шельфе Нидерландов, Дании, Великобритании и Германии. 50%-ную долю в ней Gazprom EP International получила в 2015 г. Это стало частью сделки между «Газпромом» и Wintershall Holding GmbH (входит в BASF) по обмену активами. Кроме того, российская компания стала единственным владельцем компаний Wingas, WIEH, WIEE (занимаются торговлей и хранением газа в Европе). А Wintershall получила 25,01%-ную долю участия в проекте по разработке и освоению участков 4А и 5А ачимовских отложений Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения. Wintershall Dea создана в 2019 г. путем слияния нефтегазовых активов BASF и LetterOne (управляет активами владельцев «Альфа-групп» во главе с Михаилом Фридманом).
Объемы добычи на новом газовом месторождении в Северном море и в совокупности на зарубежных проектах «Газпрома» несоизмеримы с российскими масштабами, говорит аналитик Центра энергетики МШУ «Сколково» Сергей Капитонов. «Но «Газпром» получает имиджевые дивиденды от работы с одним из своих важнейших германских партнеров в традиционном и престижном европейском регионе нефтегазодобычи. Этот опыт действительно уникален, ведь, например, на норвежский шельф «Газпром» так и не пустили, – напоминает Капитонов. – Кроме того, работа на морских газовых месторождениях – это и обкатка существующих, и освоение новых технологий, которых может не хватать «Газпрому», учитывая в целом «континентальный» характер компании».
Добыча в Северном море дороже, чем в Западной Сибири: средние затраты здесь оценивают в $15 за баррель нефти и около $92 за 1000 куб. м газа, указывает Капитонов. «Но центры потребления находятся в непосредственной близости, и компаниям-операторам не нужно тратиться на дорогую транспортировку. А в структуре цены газа «Газпрома» в Европе основная доля приходится именно на транспортные расходы и экспортную пошлину», – напоминает аналитик.