Датский производитель обуви Ecco купил российского партнера
Теперь сеть почти из 250 магазинов Ecco будет развивать самостоятельноДатская Ecco выкупила 100% своего российского дистрибутора «Экко-рос», рассказали «Ведомостям» два представителя компаний-конкурентов. Информацию подтвердил и представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС): запрос на сделку поступил в ноябре 2019 г., она одобрена.
«Экко-рос» зарегистрирована в 1994 г. Компания на паритетных началах принадлежит Андрею Севагину и Ивану Штопелю, она эксклюзивный дистрибутор марки Ecco в России и странах СНГ. Сейчас, по собственным данным компании, у нее 222 магазина в России, 13 в Казахстане, пять в Белоруссии, по два в Узбекистане и Киргизии и по одному в Армении и Азербайджане. В годовом отчете российского производителя и продавца обуви – ГК «Обувь России» бренд Ecco назван лидером верхнеценового сегмента по числу фирменных магазинов в 2018 г. Выручка «Экко-рос» (данные СПАРК за 2018 г.) увеличилась на 5% по сравнению с 2017 г. и достигла 12,5 млрд руб., чистая прибыль упала на 71% и составила 153,3 млн руб.
Представитель «Экко-рос» комментировать сделку отказался.
Ecco Group на запрос «Ведомостей» не ответила. Но на ее сайте есть сообщение о приобретении компании «Экко-рос». Сотрудничество Ecco и ее российского дистрибутора длится почти 30 лет, сказано в нем: «Партнеры <...> создали очень сильную позицию бренда для Ecco в России, сделав Ecco одним из самых известных брендов». В сообщении сказано, что Мишель Крол, исполнительный вице-президент Ecco, станет председателем совета директоров «Экко-рос».
Сумма сделки не раскрывается. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров оценил «Экко-рос» в 5–6 млрд руб. Еще около 500 млн руб., по его словам, новому собственнику придется потратить на открытие не менее 100 магазинов, чтобы закрепить позиции.
Ecco основана в 1963 г. в Дании Карлом и Бирте Тусби. По данным сайта, компания продает обувь в 99 странах мира через 2250 магазинов Ecco и более чем 14 000 торговых точек. В 2018 г. выручка в годовом сопоставлении выросла на 2,6% и достигла 1,3 млрд евро, чистая прибыль увеличилась на 7,6% и составила 148,9 млн евро.
Союз сложился исторически и сделка рано или поздно должна была случиться, рассуждает Сергей Саркисов, совладелец обувной сети «Эконика»: приобретается развитая розничная сеть, ее экономика датчанам наверняка известна, а сам бизнес устойчив – российская компания прошла не один кризис. Для Ecco сделка логична, согласен Андрей Бережной, основатель Ralf Ringer: бренд без собственной розничной сети существовать не будет. По его словам, деятельность «Экко-рос» в России была крайне успешна: бренд постоянно на слуху и магазины выгодно отличались от своих европейских аналогов.
Приобретение дистрибутора позволит Ecco получить контроль над всей цепочкой продаж и существенно повысить рентабельность поставок обуви в Россию, говорит Бурмистров. Но, предупреждает он, после смены менеджмента и интеграции «Экко-рос» в глобальный бизнес компания неизбежно станет менее гибкой, что может негативно сказаться на динамике продаж и привести к убыткам. К тому же, полагает Бурмистров, Ecco явно недооценивает конкуренцию на российском рынке: продажи обуви стремительно смещаются в онлайн и офлайн-ритейлеры вынуждены расширять ассортимент и даже запускать финансовые сервисы (например, рассрочку), чтобы добиться устойчивого роста продаж.