Коронавирус превратил китайских курьеров в героев
Сервисы доставки еды оказались крайне полезны в условиях карантинаДесятки миллионов китайцев вынуждены сидеть дома на карантине из-за вспышки коронавируса. В провинции Хубэй, эпицентре эпидемии, и некоторых городах за ее пределами власти разрешают людям выходить за покупками лишь раз в несколько дней. При этом найти работающие магазины не так просто. Такие условия привели к буму на доставку еды с помощью онлайн-сервисов, которым власти разрешили работать ради обеспечения людей продуктами.
Эти сервисы стали популярными в Китае еще до вспышки коронавируса. По данным Trustdata, их услугами ежемесячно пользовались более 400 млн человек, а размер рынка составил 600 млрд юаней ($86,14 млрд) в 2019 г. Поэтому курьеры, развозящие еду на мопедах, стали привычным явлением на улицах китайских городов. Но сейчас их работа стала крайне важной и опасной, ведь они каждый день рискуют заразиться сами.
«Эти курьеры стали героями в Китае наряду с медицинскими работниками, – утверждает управляющий директор China Market Research Group Шон Рейн (цитата по Financial Times (FT)). – Они успокоили страну даже больше, чем правительство, потому что благодаря им люди могут покупать еду по разумным ценам».
Однако курьерам далеко не всегда приходится рассчитывать на благодарность клиентов, ведь некоторые видят в них возможных разносчиков вируса, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Также правительство распорядилось повысить меры предосторожности и заявило, что курьеры должны избегать контактов с клиентами. Они должны не передавать заказы в руки, а оставлять их у двери или ворот.
Сервисы доставки еды тоже принимают дополнительные меры, чтобы заслужить доверие потребителей, пишет FT. Meituan и ее конкурент Eleme, принадлежащий Alibaba, прикрепляют на форму курьеров карточки, на которых указана температура их тела и то, проводили ли они ежедневную дезинфекцию боксов для доставки еды. Курьеры Meituan обязаны измерять температуру дважды в день. Популярная сеть ресторанов Yunhaiyao перед выполнением каждого заказа измеряет и указывает на листе бумаги температуру поваров, упаковщиков и курьеров.
В Ухане 36-летний курьер онлайн-ритейлера JD.com Чжан Хао за длящуюся с 7.00 до 17.00 смену теперь развозит на мопеде вдвое больше заказов, чем раньше. По его словам, труднее всего доставлять заказы в больницы, потому что их сотрудники заняты, а на выходе ему необходимо пройти дезинфекцию. Но Чжан говорит, что его мотивирует чувство долга. «Это моя родная провинция, – приводит его слова WSJ. – Для меня естественно работать больше, чтобы помочь». После работы Чжан звонит шестилетней дочери, которая находится в другом городе. Она напоминает ему надевать маску и просит привезти подарки, когда эпидемия закончится.
Менеджер Alibaba заявила WSJ, что компания доплачивает курьерам за работу во время эпидемии, но отказалась называть сумму. Однако один из курьеров принадлежащего компании сервиса Eleme рассказал FT на условиях анонимности, что его зарплата во время праздников не изменилась: 100 юаней ($14,3) в день и 7,5 юаней ($1,1) за заказ.
Влияние эпидемии на рынок доставки еды оказалось неоднозначным. Предполагается, что спрос на еду из ресторанов снизился, а на доставку продуктов из магазинов – увеличился, пишет FT. Это связано с тем, что многие предпочитают готовить сами. Кроме того, многие молодые люди, основные клиенты таких сервисов, еще не вернулись на работу после новогодних праздников и едят вместе со своими семьями.
Спрос на свежую еду вырос в три с лишним раза во время праздников с 24 января по 2 февраля, заявила JD.com. Сильнее всего увеличились продажи овощей – более чем в пять раз по сравнению с аналогичным периодом в 2019 г.
По мнению аналитика Bernstein Дэвида Дая, в долгосрочной перспективе эпидемия может ускорить развитие онлайн-коммерции.