Украина не смогла доказать ВТО ограничение Россией импорта вагонов

С 2013 года украинские поставки железнодорожной техники резко сократились
Украина не убедила Всемирную торговую организацию, что Россия систематически ограничивала импорт украинской железнодорожной техники и оборудования
Украина не убедила Всемирную торговую организацию, что Россия систематически ограничивала импорт украинской железнодорожной техники и оборудования / Екатерина Ширинкина для Ведомостей

Украина не убедила Всемирную торговую организацию (ВТО), что Россия систематически ограничивала импорт украинской железнодорожной техники и оборудования. Это следует из решения апелляционного органа ВТО, опубликованного 4 февраля на сайте www.wto.org. Вместе с тем, апелляционный орган рекомендовал российским властям привести в соответствии с правилами ВТО меры, связанные с сертификацией железнодорожного оборудования.

Минэкономразвития сообщило, что удовлетворено решением апелляционного органа ВТО. «Россия намерена в полной мере и своевременно исполнять решения органа ВТО по разрешению споров, – говорится в сообщении министерства. – Такое исполнение будет осуществляться в соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе и не приведет к допуску небезопасной железнодорожной продукции на территорию России».

С 2013 г. Россия перестала признавать сертификаты соответствия выпускаемых на Украине грузовых вагонов (вагоны для сыпучих грузов, вагоны-платформы, вагоны для зерна, тележки двухосные для грузовых вагонов) и ряда железнодорожного оборудования (стрелочные переводы, комплектующие). В том числе те, что были выданы в других странах Евразийского экономического союза. Причинами стали претензии к безопасности техники. Ограничения затронули Крюковский вагоностроительный завод, Днепропетровский завод стрелочных переводов, «Азовзагальмаш» и Харьковский машиностроительный завод. Поставки украинской железнодорожной продукции в Россию в итоге резко сократились – с $1,7 млрд в 2013 г. до $110 млн в 2015 г.

Украина посчитала ограничения со стороны России необоснованным и в 2015 г. обратилась в ВТО. Она оспаривала три группы мер, напоминает партнер NSP Илья Рачков: систематическое, по мнению Украины, ограничение импорта украинского железнодорожного оборудования на территорию России, приостановление сертификатов соответствия и отказ рассматривать заявки на новые сертификаты соответствия, а также непризнание на территории России сертификатов, выданных украинским производителям в других странах Евразийского экономического союза. Третейская группа не обнаружила систематического ограничения импорта. Украина с этим не согласилась и подала апелляцию. Направила апелляцию и Россия, не согласившись с некоторыми выводами группы.

Настойчивость Украины в этом вопросе объяснима: для местных вагоностроителей Россия в свое время была крупнейшим рынком сбыта, комментирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Рекорд поставок был установлен в 2011 г. – тогда в Россию было отгружено 33 200 украинских грузовых вагонов, приводит данные Бурмистров. С 2015 г. поставок либо не было, либо они носили единичный характер. В 2019 г. в Россию было поставлено всего 10 новых грузовых вагонов (изотермических).

Вышедшее решение апелляционного органа ВТО вступит силу после его утверждения органом по разрешению споров (ОРС) ВТО, говорит старший эксперт Центра международных и сравнительно-правовых исследований Максим Губарев. Ближайшая дата возможного рассмотрения – 28 февраля. Но утверждение решения не означает, что у России возникает обязательство моментального исполнения рекомендаций ОРС, отмечает Губарев. Не исключено, что приведение в исполнение решения ОРС по данному спору может затянуться более чем на год, резюмирует он.