Коронавирус может обойтись туристической отрасли минимум в $110 млн
Китай – в тройке по популярности как во въездном, так и в выездном туризме РоссииВ прошлом году Россию посетило около 1,2 млн только организованных (купивших тур) туристов из Китая, сообщила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Пик бронирования приходится на март, высокий сезон – лето. Если до марта ситуация с коронавирусом не стабилизируется, летний сезон будет потерян. Отрасль недосчитается около $100 млн – это только проживание и перелет, сказала Ломидзе. В среднем туристы из Китая проводят в России по 5–8 дней и тратят по $200–300 в день сверх стоимости тура. Самые популярные места – Москва, Санкт-Петербург и Амурская область, знает Ломидзе. Но все эти оценки не учитывают самостоятельных туристов из Китая, говорит она, таких Россию в прошлом году посетило 1,6 млн человек.
В феврале в России низкий сезон, страну бы посетили 40 000–50 000 китайских туристов, считает она. Так что потери отрасли в феврале будут невелики. Еще $7–11 млн туристические компании потеряют на выездном туризме, если ситуация не нормализуется, продолжает Ломидзе, это часть стоимости непроданных туров в Китай, которую формируют российские компании. На выездном туризме туристические компании могут потерять около 438 млн руб ($6,9 млн), говорит представитель Минэкономразвития со ссылкой на расчеты Ростуризма. Китай в год посещает около 2 млн россиян, в том числе около 1,5 млн организованных туристов.
Китай входит в тройку самых популярных стран как по въездному, так и по выездному туризму, констатировала она.
В Китае свирепствует новый коронавирус, вызывающий пневмонию. По последним данным, заразилось около 8000 человек, умерло около 180. Подтверждены случаи заражения в США, Канаде, Франции, Японии, Южной Корее, Таиланде, но все это люди, прибывшие из Китая.
Некоторые авиакомпании полностью отказались от полетов в Китай. В их числе крупнейший премиальный перевозчик Европы Lufthansa и его дочерние авиакомпании, а также British Airways. В четверг, 30 января, о приостановке полетов в Китай сообщила Air France.
Россия авиасообщение с Китаем не закрыла. Крупнейшие российские авиакомпании – «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» – рейсы не отменили, но предлагают пассажирам отказаться от полетов с возвратом денег. «Уральские авиалинии» не стали запускать туристическую программу на остров Хайнань.
Чартерные авиакомпании Azur Air, Nordwind, I Fly прекратили завоз туристов в Китай с 24 января и занимаются только вывозом. Туроператоры предпочитают не возвращать деньги, а перебронировать отдых на другие направления; это проще и туристам, так как возврат денег – длительный процесс, иногда может потребоваться судебное разбирательство, рассказала Ломидзе.
Сейчас примерно 33 000 россиян оплатили туры в Китай, самые популярные страны для перебронирования – это Турция, Куба, ОАЭ, но два последних направления дороже и потребуется доплата, говорит президент туроператора «Випсервис» Дмитрий Горин. Китай субсидирует туроператорам перелеты на Хайнань, выплаты доходят до $35 000–40 000 на рейс, это позволяет снижать цену туров, напоминает Горин.
46% рейсов из России в направлении Китая летят в Шанхай. Также в пятерку самых популярных направлений входят Пекин, Гуанчжоу, Хайкоу и Санья (два города на острове Хайнань), рассказала Ломидзе. Только из Москвы еженедельно выполняется 54 рейса в эти пять городов. Более 90% российских организованных туристов находятся на Хайнане. 31 января, после того как будут выполнены возвратные рейсы в четверг, на острове останется 1100 россиян. До конца первой декады февраля они и туристы из других регионов Китая будут вывезены полностью.
Все организованные российские туристические группы будут вывезены из Китая до 3 февраля, заверяет представитель Минэкономразвития. Ростуризм попросил Федеральное агенство воздушного транспорта рекомендовать авиакомпаниям вернуть туроператорам деньги за билеты, оформленные на Китай с 24 января, а министра культуры и туризма Ло Шугана — посодействовать в возврате туроператорам депозитов, которые находятся у принимающих в Китае компаний.