Крупнейший грибной проект в России отложен на неопределенный срок

Местных грибов стало много, и они подешевели
Выращивание грибов в России стало привлекательным после 2014 г.
Выращивание грибов в России стало привлекательным после 2014 г. / Евгений Разумный / Ведомости

Группа компаний «Мое лето» отложила на неопределенный срок ввод новых очередей грибного тепличного комплекса, рассказал «Ведомостям» его гендиректор Алексей Курбанаев.

«Мое лето» – один из крупнейших в России производителей овощей и грибов. Группа выращивает овощи (помидоры, огурцы, баклажаны) в Калужской области, грибы – в Тульской области.

«Мое лето» не раскрывает своих владельцев. По данным «Коммерсанта», бенефициар компании – Александр Варшавский, которого издание назвало владельцем автодилера «Авилон» (Rolls-Royce, Bentley, Ferrari, Mercedes-Benz, BMW и др., выручка – 93 млрд руб.). В компаниях по производству овощей и грибов, которые входят в «Мое лето», по 90% принадлежат компании, которую учредила кипрская Maxbond Limited, а она, в свою очередь, – на 50% американской Prime International Group. Еще 50% Maxbond Limited – у Камо Авагумяна. Возглавляет американскую компанию Варшавский.

Проект производства шампиньонов в Тульской области компания анонсировала в 2016 г. Инвестиции должны были составить 9 млрд руб., проектная мощность – 25 000 т. Это крупнейший среди заявленных в России грибных проектов, по данным «Нэо центра». В итоге была запущена первая очередь, рассчитанная на производство 10 000 т грибов в год. В 2019 г. компания произвела 8000 т.

Выращивание грибов в России стало привлекательным после 2014 г.: на рынке была высока доля импорта, а под эмбарго попали и грибы. Крупный проект по производству шампиньонов есть у ритейлера «Магнит».

Но доля импорта все еще велика – около 50% в 2018 г., оценивал «Нэо центр». Импортируются грибы в основном из Белоруссии.

«Мое лето» перенесло проект, потому что на рынке усилилась конкуренция, сети снизили закупочные цены, рассказал Курбанаев. Планы по производству будут зависеть от окупаемости инвестиций, а она – от потребления и закупочных цен магазинов, добавил он.

Изменились и условия господдержки: 2018 год стал последним, когда государство компенсировало капитальные затраты на строительство тепличных комплексов – сначала 20% затрат, потом 10%.

Такая поддержка привлекла многих инвесторов в тепличные проекты, вспоминает директор Национального плодоовощного союза Михаил Глушков. Но производители грибов не успели ею воспользоваться, сетует представитель «Грибной радуги», крупнейшего производителя шампиньонов в России. Зато были заморожены или отложены десятки проектов производства овощей, отмечает Глушков: их окупаемость без господдержки – дольше 12 лет.

При этом предложение растет, цены на грибы в рознице снижаются, рассказывает партнер «НЭО центра» Владимир Шафоростов. Конкуренция будет расти, это позволит потребителю получать продукцию более высокого качества по привлекательной цене, уверяет представитель «Магнита».

Но пока рано говорить о насыщении рынка местной продукцией. В 2019 г. производство шампиньонов достигло 60 000 т, еще 37 000 т Россия импортировала, по данным Национального плодоовощного союза. По оценке «Моего лета», рынок культивируемых грибов в России – около 15 млрд руб. в 2019 г.

Потребление в России пока невелико – 700 г культивируемых грибов на человека в год, а, например, в Евросоюзе – 3,5 кг, говорит Глушков. Но меняется темп жизни – не каждый пойдет в лес за грибами, отмечает представитель «Грибной радуги». Если потребление в России будет увеличиваться с ростом доходов россиян и популяризацией здорового образа жизни, можно рассчитывать на рост продаж и производства минимум в 2,5 раза, надеется Курбанаев.