Проект «Новатэка» получит новые налоговые льготы
Правительство освободит газовозы «Ямал СПГ» от таможенной пошлиныСовет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) удовлетворил просьбу предправления «Новатэка» Леонида Михельсона об обнулении пошлин и налогов для газовозов, зафрахтованных компанией. Письмо с просьбой освободить работающие с проектом «Ямал СПГ» суда от таких сборов Михельсон отправлял в июне прошлого года Дмитрию Медведеву, который тогда занимал пост премьер-министра, писал «Коммерсантъ». Решение обнулить пошлины было принято на заседании Совета ЕЭК 19 декабря, рассказали «Ведомостям» четыре собеседника, знакомых с ходом обсуждения запроса, и подтвердил представитель совета. «Россией предложено разрешить временный ввоз указанных судов без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов для перевозок природного газа и газового конденсата в акватории Северного морского пути», – сообщил представитель Совета ЕЭК. Обновленный режим временного ввоза для таких судов будет действовать до 30 декабря 2043 г. Предельный срок непрерывного нахождения на таможенной территории Таможенного союза без уплаты пошлин и налогов увеличен с одного года до трех лет, сообщили в Совете ЕЭК. Проект решения уже подписан Россией, Казахстаном и Киргизией, подтвердил представитель Минэкономразвития: «Ожидается подписание Белоруссией и Арменией».
Минпромторг согласился с просьбой «Новатэка», сообщил представитель министерства, но подчеркнул: «Льгота предоставляется только в отношении судов, которые были зафрахтованы в период 2014–2016 гг. ввиду отсутствия специализированных судов-газовозов отечественного производства». Таким образом, исчерпывающий список освобожденных от уплаты пошлин и налогов танкеров ограничивается списком, который правительство утвердило в марте 2019 г. В общей сложности в него входит 28 судов, в том числе 15 газовозов ледового класса Arc7, построенных в Южной Корее для проекта «Ямал СПГ». Расширение этого списка в перспективе не планируется, следует из ответа Минпромторга. «Распространение данной льготы на суда, которые способна строить наша промышленность, противоречит интересам отечественного судостроения», – пояснил представитель министерства.
Проблема с необходимостью оформления временного ввоза на газовозы и уплаты соответствующих сборов возникла у «Новатэка» вместе с изменением логистики доставки продукции «Ямал СПГ» на внешние рынки. Изначально предполагалось, что после получения груза на Ямале газовозы Arc7 будут доставлять его западным маршрутом до Европы, где возможна перевалка на суда меньшего ледового класса. Альтернативный вариант – переход в восточном направлении по Северному морскому пути с прямым выходом на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. В любом из сценариев суда регулярно покидали бы границы Таможенного союза. Однако вместе с расширением планов по производству СПГ в Арктике «Новатэк» анонсировал строительство перевалочных терминалов под Мурманском и на Камчатке. Использование Arc7 только на этих участках позволит оптимизировать затраты на транспортировку СПГ и снижает потребность в заказе дополнительных танкеров повышенного ледового класса. Но в этом случае Arc7 перестанут покидать пределы территориальных вод страны, что по действующему закону накладывает на иностранных судовладельцев обязанность оформлять их по процедуре временного ввоза.
19,55 млн т
углеводородов экспортировано в 2019 г. с проекта «Ямал СПГ», сообщил «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Уральского таможенного управления. Большая часть этого объема – сжиженный природный газ (фактическая мощность завода около 18 млн т в год), остальное – конденсат
Общая стоимость судов, которые планируется освободить от уплаты пошлин и налогов, – около $7,5 млрд, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на текст письма Михельсона. Изменение логистической схемы создает «обязательство по оформлению временного ввоза судов с уплатой таможенных пошлин в размере 0,15% от таможенной стоимости», цитировало документ издание.
В стандартном – без обнуления пошлин и налогов – сценарии процедура временного ввоза танкера подразумевает, что судовладелец обязан заплатить таможенную пошлину в размере 5% таможенной стоимости и 20% НДС, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов. При суммарной стоимости зафрахтованных «Новатэком» судов в $7,5 млрд общий размер этих платежей мог бы составить около $1,95 млрд, делится расчетами Маслов. «Это было бы совершенно непомерной нагрузкой для судовладельцев, – говорит Маслов. – При том что российские СПГ-проекты сами по себе выглядят очень привлекательно, подобные затраты лишают иностранных перевозчиков всякого интереса с ними работать». Согласие правительства предоставить уже зафрахтованным танкерам льготы – вынужденная мера, считает адвокат. «Но пока отсутствуют российские суда такого класса, отказ в обнулении пошлины мог бы серьезно подорвать экономику российских СПГ-проектов», – резюмирует Маслов.
Льготы для уже зафрахтованных танкеров необходимы «для сохранения экономических параметров реализации проекта «Ямал СПГ», согласованных с кредиторами и акционерами», цитировал «Коммерсантъ» объяснение «Новатэка». На запрос «Ведомостей» компания не ответила.
Сумма пошлины и НДС для ввозимых судов рассчитывается сразу, но это не единовременный платеж, указывает собеседник «Ведомостей», знакомый с порядком оформления временного ввоза. В дальнейшем за каждый полный и неполный месяц пребывания в территориальных водах России судовладелец выплачивает 3% от полученной суммы.
При необходимости оформления временного ввоза на все суда из списка, ежемесячный платеж составил бы около $58,5 млн (из них $11,25 млн — пошлина).
Оформление ввоза на каждый Arc7 (стоимость около $360 млн), работающий сейчас под иностранным флагом, стоило бы около $93,6 млн, а размер ежемесячного платежа — около $2,8 млн.
Использование такого танкера на западном направлении — с перевалкой под Мурманском до трех раз в месяц — увеличивает затраты на транспортировку СПГ из Сабетты на $0,29/MBTU, следует из расчетов «Ведомостей». В случае перевалки на Камчатке — на $0,87/MBTU.