Рост цен на мазут может привести к сокращению производства стали и удобрений

Предприятия просят отложить введение акциза на мазут, Минфин против
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

В начале января Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) и ассоциация «Русская сталь», объединяющая крупнейших производителей стали, обратились в Минпромторг с просьбой скорректировать поправки в Налоговый кодекс, согласно которым мазут будет отнесен к средним дистиллятам, а значит, будет облагаться акцизом. «Русская сталь» просит отсрочить вступление акцизов в силу на год, чтобы обсудить изменения Налогового кодекса с бизнес-сообществом, а РАПУ – отменить, говорится в письмах отраслевых ассоциаций. Поправки вступят в силу 1 апреля 2020 г., бизнес просит отсрочить их на год. «Ведомости» ознакомились с содержанием писем, их подтвердили собеседники, близкие к четырем разным участникам переговоров. Представитель Минпромторга подтвердил получение обращений. 

Изменения в кодексе повлекут рост цен на мазут практически в два раза: рыночная стоимость тонны топлива – 9000 руб. и сумма акциза установлена в размере не менее 9585 руб., пишут в своих письмах РАПУ и «Русская сталь». По их мнению, это приведет «к дополнительному и несправедливому росту налоговой нагрузки и снижению экономической эффективности предприятий, работающих в северных регионах». 

Позиция РСПП

11 декабря 2019 г. с аналогичной просьбой президент РСПП Александр Шохин обратился к Дмитрию Козаку, занимавшему тогда пост вице-премьера, сообщал «Интерфакс». «Ведомости» ознакомились с содержанием письма. Шохин подчеркивает, что промышленные компании, работающие в условиях Севера, используют мазут на технологическом оборудовании в качестве основного топлива и других альтернатив у них нет. Поправки в Налоговый кодекс должны были стабилизировать цены на автомобильный бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке, но на практике это будет осуществляться за счет промышленных предприятий, указывает он. «Ведомости» направили запрос представителю РСПП. 

24 декабря прошлого года Козак поручил Минфину, Минпромторгу и Минэнерго проработать вопрос. Завтра, 23 января, в Минэнерго состоится совещание по вопросу введения акциза на мазут, сообщил представитель министерства. Совещание будет носить технический характер: представители бизнеса участвуют, но острых вопросов на нем поднимать не планируется, говорит федеральный чиновник.

Кто пострадает

Сильнее всего от введения акциза на мазут пострадают металлургические предприятия и производители минудобрений, работающие на севере страны. Так, например, сырьевые активы «Северстали» «Карельский окатыш» (Карелия) и «Олкон» (Мурманская область) потратят на уплату акциза на мазут дополнительно 1,5 млрд руб. ежегодно. Эти предприятия потребляют почти 170 000 т мазута ежегодно – он идет на обеспечение работы котельных и технологические нужды.

Ежегодные потери Ковдорского ГОКа «Еврохима» (Мурманская область) Андрея Мельниченко составят 1,2 млрд руб., приводятся данные в справке РСПП и письмах ассоциаций. Предприятие потребляет примерно 170 000 т мазута в год. Введение акциза на мазут сведет на нет возможный положительный эффект от мер по поддержке предприятий, работающих в условиях Крайнего Севера, прокомментировал через представителя генеральный директор «Еврохима» Игорь Нечаев. «В новом правительстве это понимают, проблема будет услышана и решена», – надеется он. 

«Необоснованный ценовой барьер на мазут приведет к увеличению затрат производителей и сокращению выпуска минеральных удобрений и сырья для их производства», – сообщил президент РАПУ и гендиректор «Фосагро» Андрей Гурьев в письме министру промышленности и торговли Денису Мантурову 13 января 2020 г. Производители не смогут реализовывать инвестиционные проекты, проводить модернизацию мощностей и увеличивать производство, а рост цен на мазут приведет к увеличению цен на минеральные удобрения и, соответственно, снижению их потребления на внутреннем рынке, пишет он.  У «Фосагро» в Мурманской области находится крупнейший горнодобывающий актив – кировский «Апатит». Представитель «Фосагро» от комментариев отказался. 

Совокупные потери предприятий отрасли в Мурманской области от введения акциза на мазут достигнут 3 млрд руб. ежегодно, говорил человек в одном из производителей минеральных удобрений. Сейчас эти предприятия потребляют примерно 300 000 т мазута в год и для них это «безальтернативное основное и резервное топливо», ведь «уровень газификации Мурманской области равен нулю», продолжает собеседник.

«Русская сталь», обращаясь к Павлу Серватинскому – директору департамента металлургии и материалов Минпромторга, подчеркивает, что введение акциза на мазут приведет к снижению экономической эффективности для всех участников отрасли, ведь все сталелитейные предприятия (а не только работающие на Севере) закупают мазут в качестве резервного топлива для использования в чрезвычайных ситуациях. 

Минфин не согласен

Минпромторг и Минэнерго поддержали бизнес. В своих письмах Минфину они предлагают отсрочить введение акциза на мазут и рассмотреть предложения бизнеса. Но Минфин их мнение не разделил, о чем прямо сообщил в письме к «Северстали» («Ведомости» ознакомились с копиями документов, содержание подтвердили три человека).

Было бы целесообразно отложить введение нормы об уплате акциза и привлечь к обсуждению закона экспертное и бизнес-сообщество, замечает представитель «Северстали». Собеседник «Ведомостей», близкий к компании, возмущен тем, что вместо диалога и поиска решения Минфин «фактически хлопает дверью» и игнорирует интересы предприятий.  Введение акцизов может оказать негативное влияние на производителей удобрений, компании металлургической отрасли, а также на объекты генерации, работающие на мазуте, даже с учетом действующего для них специального налогового режима, указал представитель Минпромторга.

Изменения в Налоговый кодекс были внесены, чтобы защитить потребителей от роста цен на бензин и дизель, напоминает представитель Минфина. Но одновременно с этим были приняты меры, не допускающие  роста цен на ЖКУ, подчеркивают в министерстве: установлено право на вычет по акцизам на приобретенные средние дистилляты, используемые в качестве топлива при производстве электрической или тепловой энергии.

Затраты на мазут в черной металлургии могут составлять до 3% себестоимости конечной продукции, приводит данные старший директор АКРА Максим Худалов. По итогам 2019 г. российским компаниям уже пришлось снизить производство из-за снижения цен на сталь, а ввод акциза на мазут может значимо повлиять на рентабельность отрасли. Совокупное производство стали крупнейшими компаниями (НЛМК, «Северсталь», ММК) сократилось по итогам 2019 г. на 7%. 

Помимо металлургов и производителей удобрений серьезно пострадают железнодорожная отрасль, сельское хозяйство и судоходство, отдельное опасение вызывает риск остановки дизельных электростанций, используемых преимущественно в районах Крайнего Севера и труднодоступных поселениях, продолжает Худалов. Альтернативы мазуту там нет, подчеркивает он. Ежегодно в России потребляется 14 млн т мазута, то есть затраты предприятий на это топливо вырастут на 130–150 млрд руб., подсчитывает эксперт.