«Шереметьево» берет паузу в строительстве новых терминалов

В пятницу компания ввела терминал С1, следующий будет построен только через шесть лет
От строительства терминалов (на фото – новый С1) «Шереметьево» перейдет к реконструкции аэродромной инфраструктуры
От строительства терминалов (на фото – новый С1) «Шереметьево» перейдет к реконструкции аэродромной инфраструктуры / Андрей Гордеев / Ведомости

17 января «Шереметьево» открыло пятый пассажирский терминал – С1. Он предназначен для приема международных рейсов, его площадь – 127 375 кв. м, инвестиции вместе с шестиуровневым паркингом на 2500 мест составили 32 млрд руб. собственных средств. Это второе открытие за последние два года: в мае 2018 г. заработал терминал В для внутренних рейсов площадью 110 500 кв. м и стоимостью около 17 млрд руб. Пропускная способность обоих терминалов – по 20 млн пассажиров в год. Теперь общая мощность «Шереметьево» достигла 80 млн человек. Пассажиропоток «Шереметьево» в 2019 г. вырос на 8,9% до 49,9 млн человек – это первый результат в России и восьмой в Европе.

Шестой терминал – С2 планируется начать строить в 2024 г. и открыть в I квартале 2026 г., его мощность составит не менее 15 млн пассажиров в год, рассказал в интервью «Ведомостям» председатель совета директоров «Шереметьево» Александр Пономаренко. Ранее С2 планировалось построить уже к концу 2021 г., об этом год назад в интервью «Ведомостям» говорил гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко.

Строительство новой инфраструктуры планируется с учетом программ развития авиакомпаний, прежде всего «Аэрофлота», объясняет Пономаренко. Именно базовый перевозчик летает из новых терминалов: все рейсы по России выполняет из В, уже в пятницу начал переводить в С1 международные рейсы.

Строительство С2 (вместе с В и С1 он составит единый северный терминальный комплекс длиной около 1 км) позволит «Аэрофлоту» перевести на север из южных терминалов D, E и F все свои международные рейсы, рассказывал человек, близкий к «Шереметьево». Если перевести в С1 все международные рейсы «Аэрофлота», то терминал будет работать близко к пределу пропускной способности, а это означает снижение качества сервиса, говорит Пономаренко. Но «Аэрофлот» переведет на север рейсы, эквивалентные годовому трафику в 14 млн пассажиров, остальные останутся в южных терминалах D, E и F, рассказал он.

Представитель «Аэрофлота» добавил, что к октябрю в С1 будет переведено 268 рейсов, часть международных направлений авиакомпания продолжит выполнять из южных терминалов. Чтобы отправлять и принимать рейсы из США, аэропорт должен пройти аудит авиационных властей этой страны, а это долгая и сложная процедура. Поэтому рейсы в Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Майами будут по-прежнему выполняться из терминала F, добавляет человек, близкий к группе «Аэрофлот».

В ближайшие годы «Шереметьево» сосредоточится на развитии аэродромной инфраструктуры. В этом году закроется на реконструкцию давно изношенная первая взлетно-посадочная полоса, затраты составят 8 млрд руб., рассказал Пономаренко. Также будут строиться дополнительные перроны в северном терминальном комплексе. «Шереметьево» пока единственный московский аэропорт, который взял у Росавиации аэродром в концессию и может самостоятельно строить и реконструировать объекты.

«Терминал С1 аэропорту нужен, так как создает запас пропускной способности для роста авиакомпаний. А перенос строительства С2 логичен, так как у авиакомпаний наметилось снижение темпов роста и дополнительные мощности аэропорту не нужны», – говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

Уже в 2019 г. «Шереметьево» приняло меньше пассажиров, чем планировало, – 49,9 млн вместо 52 млн, – признает Пономаренко. Это произошло потому, что крупные перевозчики, «Аэрофлот» и Nordwind, недополучили самолеты. Помимо этого, авиакомпания «Россия» так и не перевела из «Внуково» свои чартерные московские рейсы. Инерция сохранится и в 2020 г., рост запланирован на уровне 3–4%, добавил Пономаренко.

Реконструкция единственного из оставшихся со времен СССР терминала F, который был построен к Олимпиаде 1980 г., будет проведена после запуска С2. А терминал G, о возможности строительства которого заявили в прошлом году топ-менеджеры аэропорта, вообще нет планов строить, рассказал Пономаренко. Уже запуск С2 и реконструкция F, по его словам, увеличат пропускную способность «Шереметьево» до 100 млн человек.