Россия может сократить экспорт нефти в 2020 году

Но вырастет переработка нефти благодаря модернизации и субсидированию заводов
«Транснефть» (на фото) ожидает увеличения приема нефти в систему магистральных нефтепроводов в 2020 г/ Евгений Егоров / Ведомости

«Транснефть» ожидает увеличения приема нефти в систему магистральных нефтепроводов в 2020 г. на 0,8% до 488,5 млн т, сообщила компания. Поставки на российские нефтеперерабатывающие заводы могут вырасти на 5,3% до 259 млн т, но снизится экспорт – на 3,8% до 229,5 млн т. Прогнозы монополия делает, исходя из заявок грузоотправителей. Она транспортирует 87% добываемой в России нефти. В этом году добыча может составить от 555 млн до 565 млн т нефти против 560 млн т годом ранее (данные Минэнерго).

В прошлом году заводы, наоборот, сократили прием нефти по системе «Транснефти» на 1,3%, а экспорт вырос на 3,4%, следует из сообщения компании. При этом в 2019 г. на 11% увеличился экспорт сырья через морские порты (+11% до 138 млн т к 2018 г.), а по трубопроводу «Дружба» – сократился на 13,5% до 42,3 млн т. Это связано с тем, что весной в трубу попала нефть, загрязненная хлорорганическими соединениями, временно экспорт по «Дружбе» был остановлен. В 2020 г., как ожидает «Транснефть», транспортировка по «Дружбе» снова достигнет 50 млн т, но сократятся поставки через порты.

Для большинства нефтяных компаний, особенно тех, кто много инвестировал в перерабатывающие заводы, приоритетной остается поставка на внутренний рынок и только потом – на экспорт, говорит руководитель направления «Нефть и нефтепродукты» Argus Сергей Агибалов. При этом, как правило, в начале года компании подают заявки, чтобы полностью обеспечить свои возможные потребности по переработке, но в течение года их планы могут корректироваться, поясняет он.

В 2019 г. нефтепереработка в России немного упала, в том числе из-за плановых ремонтных работ на Ачинском НПЗ «Роснефти» и приостановки работы Антипинского НПЗ, и в 2020 г. она должна вернуться на уровень 2018 г., напоминает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: «С этим связан плановый рост поставок нефти на НПЗ и снижение экспорта сырой нефти».

«У нас сохраняется существенный уровень субсидирования НПЗ через таможенную субсидию и обратный акциз на нефть, и ожидаемый рост цен на нефть в 2020 г. на экспортных рынках только поддержит субсидии на высоком уровне. Поэтому компаниям выгоднее сначала эффективно загрузить свои заводы, а все остальное пустить на экспорт», – говорит Агибалов. По его словам, ввод новых установок на российских НПЗ будет дальше только способствовать росту переработки.

Остается пока не решенным вопрос о поставках нефти в Белоруссию (около 7% от российского экспорта нефти). С 1 января 2020 г. российские нефтяные компании прекратили поставку нефти в республику. Они не смогли заключить контракты с белорусской госкомпанией «Белнефтехим» из-за разногласий в цене. Российские компании предлагали сохранить действующие условия, а белорусская сторона настаивала на снижении цены через отмену премии к экспортной альтернативе – и частично добилась своего. Пока только группа «Сафмар» Михаила Гуцериева возобновила поставки нефти в Белоруссию.

В то же время страны не могут договориться о тарифе на передачу российской нефти по территории республики в 2020 г. Белоруссия предлагала повысить тарифы на 16,6%, но российская сторона не согласилась на эти условия. 10 января Белоруссия ввела экологический налог на транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами – 50% от прибыли компаний, что в итоге может привести к росту тарифов на передачу. Оператор трубопровода в республике «Гомельтранснефть Дружба» заявил, что собирается проводить ежемесячные ремонты на отрезке Мозырь – Брест-3 с частичной остановкой перекачки нефти. Первый ремонт запланирован на 14–17 января и на 50% ограничит прокачку в Польшу.

У России есть возможности перераспределить транзитные потоки нефти, идущие через Белоруссию, – через морские порты «и другие варианты», заявил 15 января президент «Транснефти» Николай Токарев: «Но мы не считаем, что такая перспектива предстоит, т. е. мы исключаем такую перспективу, хотя, если понадобится, возможности такие у нас есть» (цитата по «Интерфаксу»).

Резерв мощности морских портов позволяет «Транснефти» перераспределить как минимум 23,5 млн т, посчитал старший аналитик «БКС премьера» Сергей Суверов. В результате перераспределения нефти в пользу российских заводов и в случае вычета потребления белорусских заводов этот резерв может вырасти и закрыть 90% транзита через «Дружбу».

«Транснефть» может попытаться перебросить часть экспорта, идущего через Белоруссию, на порты, но это приведет к увеличению стоимости транзита и создаст логистические неудобства, так как некоторые европейские заводы расположены рядом с магистральной трубой и получают большую часть нефти оттуда, считает Маринченко: «Теоретически Россия может использовать нефтепровод, идущий через Украину, но это потребует переговоров». Более вероятно, что Москва пойдет на небольшие уступки по цене на нефть, а необходимость в ремонте «Дружбы» отпадет, предполагает Маринченко: «Перекрытие транзита будет свидетельствовать о глубочайшем кризисе в российско-белорусских отношениях, этот сценарий не выгоден ни для одной из сторон».

Представители «Роснефти», «Сургутнефтегаза», «Газпром нефти», «Лукойла», ФАС и Минэнерго не ответили на запросы «Ведомостей».