В России в начале года растут цены на бензин и дизель
Топливо в среднем по стране подорожало на 0,2%С 1 по 9 января цены на бензин в России выросли на 0,1%, при этом бензин марки Аи-92 и дизель подорожали на 0,2%, Аи-95 и Аи-98 – на 0,1%, сообщил Росстат. В среднем по России 9 января литр бензина марки Аи-92 стоил 42,34 руб., Аи-95 – 45,79 руб., Аи-98 – 51,86 руб., дизель – 48,01 руб.
В 2019 г. правительство регулировало цены на бензин внутри страны через соглашения с нефтяниками. Эти документы не предусматривали роста стоимости топлива сверх установленных границ. И хотя 1 июля их действие закончилось, за год цены на бензин выросли только на 2%, не превысив уровень инфляции. Таким образом, январское повышение не нарушает общей динамики цен за прошлый год, считает консультант Vygon Consulting Евгений Тыртов. В среднем в 2019 г. цены росли менее чем на 0,1% за неделю, говорит он: «В течение года цены на бензин имели разнонаправленную динамику. Ускоренный рост темпами выше инфляции в отдельные периоды компенсировался снижением котировок в другие периоды».
Рост цен в январе может быть связан с увеличением акцизов на моторные топлива, указывает Тыртов. В начале года они повысились на 33 коп. за литр бензина и 25 коп. – дизеля. Но цены могут быть скорректированы сезонным снижением котировок на внешнем и внутреннем рынках, считает он: «В зимний период спрос на моторные топлива падает, что приводит к соответствующему снижению цен на оптовом рынке. Кроме того, в случае значительного роста внешних котировок предусмотрен механизм компенсаций нефтепереработчикам потерь при поставке моторных топлив на внутренний рынок. Поэтому угроза дестабилизации внутреннего рынка отсутствует».
В 2020 г. цены на бензин будут расти в пределах инфляции, прогнозировал в декабре министр энергетики Александр Новак. Пока его прогнозы сбываются – с 1 по 9 января индекс потребительских цен составил 0,3%.
Удержать цены правительство надеется благодаря «демпфирующему механизму», писал министр в своей статье для журнала «Энергетическая политика». Этот механизм предполагает, что государство компенсирует нефтяникам поставку топлива на внутренний рынок по сравнению с экспортом: 68% разницы для бензина и 65% для дизеля при их экспортной цене выше 51 000 и 46 000 руб. за тонну. Рисков повышения цены топлива на внутреннем рынке нет даже при резком росте цен на нефть, отмечал министр.
Устойчивость цен в 2020 г. будет зависеть от эффективности действия этого механизма, считает руководитель департамента по работе с корпоративными клиентами «БКС брокера» Сергей Михеев: «Аналогичных практик в других странах нет, поэтому риски ее применения пока не совсем понятны. При определенных рыночных условиях – а именно при дорогой нефти и слабом рубле – этот механизм вряд ли будет работать».
На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже бензин марки Аи-92 в европейской части России подорожал 9 и 10 января на 1,9 и 1,72%, но 13 и 14 января цена вновь пошла вниз. Динамика на оптовом рынке не могла так быстро повлиять на розничные цены, считает первый вице-президент Российского топливного союза Леонид Чурилов: «0,1–0,3% изменений розничных цен в ту или другую сторону – это всего лишь 5–10 коп., незначительная величина, укладывающаяся в разрешенный правительством рост на уровень инфляции. Что касается биржи, то завтра цена может развернуться и в обратную сторону. Однако, если оптовые цены будут расти на протяжении более длительного времени, правительство должно обратить на это внимание».
Цены на топливо меняются рыночным образом и их динамика в январе не превысила инфляцию, отметил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин. ФАС мониторится ситуация на оптовом и розничном рынках, сказал он.
Представители Минэнерго и крупнейших нефтяных компаний России – «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и «Татнефти» – не ответили на вопросы «Ведомостей».