Минпромторг предлагает снизить ориентир по доле отечественных лекарств в потреблении

Сказываются их более низкие цены и специфика госрегулирования в России
В 2020 г. доля отечественных лекарств на российском рынке предполагалась 50%-ной – такой показатель был зафиксирован в государственной программе 2014 г
В 2020 г. доля отечественных лекарств на российском рынке предполагалась 50%-ной – такой показатель был зафиксирован в государственной программе 2014 г / Евгений Разумный / Ведомости

В 2020 г. доля отечественных лекарств на российском рынке предполагалась 50%-ной – такой показатель был зафиксирован в государственной программе 2014 г. под названием «Развитие медицинской и фармацевтической промышленности», подготовленной в Минпромторге. Исполнение этого плана позволило бы почти со стопроцентной уверенностью говорить, что российский рынок лекарств сформирован, несильно зависит от импорта и отечественные препараты, которые на нем обращаются, сопоставимы с импортными по профилю безопасности и эффективности, объяснял в 2014 г. представитель компании Biocad.

Но теперь Минпромторг хотел бы снизить целевой показатель с 50 до 32,9% в денежном выражении. Предлагает министерство снизить и план на 2024 г. – с 53 до 36,4%, и планы, касающиеся доли отечественных медицинских изделий на рынке: в 2020 г. с 40 до 25%, а в 2024 г. с 45 до 30%. Предложения опубликованы на портале regulation.gov.ru.

Минпромторг в пояснительной записке объясняет, что изменил показатели госпрограммы в соответствии с изменениями, внесенными в проект Стратегии развития фармацевтической промышленности до 2030 г. В той же записке Минпромторг констатирует, что показатели, зафиксированные в предыдущей версии документа, достигнуты не были.

Представитель министерства сообщил «Ведомостям» данные аналитических агентств (названий не раскрыл): за девять месяцев 2019 г. доля российских лекарств на рынке составила 30,5% в денежном выражении вместо целевых 46%, а медицинских изделий – 22,74% вместо целевых 36%. Но доля отечественных лекарств на рынке в упаковках, заметил он, в последние пять лет стабильна и растет. В пример представитель Минпромторга привел госзакупки онкологических лекарств: доля российских препаратов в 2018 г. достигла 31,11% в рублях и 65,69% в упаковках – а в 2012 г. было 12,22 и 59,91% соответственно.

Представитель Минпромторга называет несколько причин, по которым не достигнуты целевые показатели. Одна из них связана с госрегулированием цен на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП).

Российские производители преимущественно представлены такими лекарствами, напоминает Андрей Колесников из компании Teva. Максимальная цена на лекарство из списка ЖНВЛП не может превышать цену оригинальных импортных лекарств из-за установленных понижающих коэффициентов, указывает представитель Минпромторга. Цены на ЖНВЛП в ближайшее время существенно снизятся – из-за введенной в 2019 г. регистрации и перерегистрации цен, предупреждает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк, если в России цена на лекарство из списка ЖНВЛП окажется выше, чем за рубежом, она будет снижена.

Стоимость лекарств снижается также из-за конкурса при госзакупках, продолжает представитель Минпромторга: начальная максимальная цена контракта устанавливается исходя из минимальных цен на лекарства и это негативно влияет на долю отечественных лекарств на рынке в рублях. Сказываются и рост цен на импортные лекарства, и большое число дорогих зарубежных препаратов под патентной защитой.

Причин невысокой доли отечественных медицинских изделий тоже несколько, говорит представитель Минпромторга: рубль подешевел, импортные медицинские изделия дорожали быстрее отечественных, после кризиса 2014–2015 гг. и ужесточения банками условий выдачи кредитов их доступность для российских производителей снизилась.

Коммерческие кредиты действительно невыгодны российским производителям медицинских изделий, считает гендиректор компании – производителя медицинских изделий «Гранат био тех» Александр Шишов. Без господдержки очень сложно искать инвестиции, сетует он, а если компания берет господдержку, то обязана гарантировать, что профинансированная разработка будет успешной, а это невозможно.

Спрос на дорогостоящие импортные медицинские изделия при закупках для нужд государства выше, чем на российские, говорится в пояснительной записке к проекту. А длительная процедура госрегистрации медизделий отечественного производства препятствует «снятию зависимости от импортных поставок».

Представители Ассоциации международных фармацевтических производителей, Ассоциации международных производителей медицинских изделий, ассоциации отечественных производителей медицинских изделий «Национальная медицинская индустрия», фармкомпаний Bayer, Sanofi, Takeda, Stada, Novartis, «Фармстандарт», «Р-фарм», «Акрихин» не ответили на вопросы «Ведомостей». Пресс-служба Минздрава отказалась от комментариев.