В «Пулково» будет введен режим открытого неба для полетов из Европы
Со следующего года летать почти без ограничений можно будет в 30 странС 1 января 2020 г. в санкт-петербургском аэропорту «Пулково» начнет действовать режим открытого неба для полетов из 30 европейских стран. Их список утвердил Минтранс. Но пока европейские лоукостеры хотят в следующем году начать полеты из 22 стран, сообщило министерство 24 декабря. Это Бельгия, Болгария, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Македония, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Франция, Швейцария, Швеция и Эстония. Заинтересованность в полетах в новом режиме выразили европейские лоукостеры: Ryanair, EasyJet, Wizz Air, Volotea, Air Baltic, Fly One и др., сообщил Минтранс.
Открытое небо дает возможность авиакомпаниям летать в «Пулково» не из домашнего региона. Это позволит перевозчикам серьезно увеличить количество рейсов в Санкт-Петербург и расширить географию полетов, считают в Минтрансе. Сейчас полеты между Россией и другими странами регулируются двусторонними соглашениями. Они устроены по принципу паритета. В соглашениях оговариваются города двух стран, между которыми возможны полеты, а также допустимая частота полетов и перевозчиков с каждой стороны.
Сейчас лишь в единственном аэропорту России действует ограниченный режим открытого неба. Владивосток может без ограничений принимать транзитные рейсы зарубежных авиакомпаний.
Введение открытого неба в Санкт-Петербурге лоббирует банк ВТБ, совладелец компании – концессионера «Пулково» «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС). Правительство осенью дало Минтрансу поручение рассмотреть этот вопрос. ВВСС просила Минтранс ввести открытое небо для полетов из 33 стран Европы, рассчитывая, что три крупнейших европейских лоукостера – Ryanair, EasyJet и Wizz Air – добавят аэропорту к 2025 г. 5,9 млн пассажиров.
С октября 2019 г. граждане 53 стран могут въезжать в Россию через Санкт-Петербург по электронной визе. Введение режима открытого неба в совокупности с упрощением визового режима и либерализация тарифов на услуги аэропорта повысят транспортную доступность Санкт-Петербурга и повлияют на его социально-экономическое развитие, считает Минтранс.
Эти меры будут способствовать реализации стратегии развития аэропорта «Пулково» как международного авиахаба, передал через пресс-службу гендиректор ВВСС Леонид Сергеев. Имея уникальные рыночные условия, новые иностранные авиакомпании смогут активно развиваться в Санкт-Петербурге, а российские перевозчики получат возможность расширять региональную маршрутную сеть из «Пулково» и увеличивать частоту рейсов, говорит Сергеев: «Уверен, что все это даст мощный толчок для притока транзитного и зарубежного трафика в Санкт-Петербург, повысит транспортную доступность города и предоставит пассажирам «Пулково» широкий выбор вариантов прямого авиасообщения с пунктами на территории России и иностранных государств. Развитие туризма в Санкт-Петербурге обеспечит экспорт туристических услуг на международный рынок, новые рабочие места и дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней».
Wizz Air уже летает из Санкт-Петербурга в Будапешт и Лондон (Лутон). «Мы заинтересованы в новых маршрутах и рынках», – говорит представитель венгерского лоукостера.
Российские авиакомпании выступали против режима открытого неба в «Пулково». Они опасались, что приход европейских лоукостеров вынудит их сократить полеты из Санкт-Петербурга. Тем более что прав без ограничений летать в Европу они не получат. Позиция не изменилась, говорит сотрудник крупной российской авиакомпании.
Новый режим ломает систему соглашений о воздушном сообщении, говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак: «Было много противников, которые настояли на ограничении режима открытого неба – что можно летать только во второстепенные города, отдаленные от крупных городов, популярных у российских авиакомпаний. Но это все равно нанесет им существенный ущерб, потому что часть пассажиропотока будет оттянута на новые направления». Рыбак считает, что трафик из регионов в «Пулково» не увеличится, так как новые маршруты не будут популярны у российских туристов. Зато они привлекут в Санкт-Петербург туристов выходного дня из Европы. Основным бенефициаром нового режима будут европейские лоукостеры и ВВСС, резюмирует Рыбак.
Представители Ryanair, Air Baltic, «Аэрофлота», S7 Airlines и Utair не ответили на запросы «Ведомостей».