Открытие Крымского моста упростило и увеличило грузоперевозки на полуостров
Спрос поддерживают масштабные дорожно-строительные работы и общее развитие экономики региона
Грузовое движение на Крымском мосту действует уже более года. Движение машин с разрешенной максимальной массой более 3,5 т было открыто в октябре 2018 г. За 14 месяцев по мосту проехало свыше 865 000 грузовиков, а годовой грузовой трафик в 2,5 раза превысил аналогичный показатель Керченской паромной переправы – в 2016–2018 гг. паромы перевезли суммарно 850 000 фур, приводит данные представитель Минтранса. Причем грузопотоки в Крым и из Крыма отличались ненамного: в направлении полуострова проехало более 450 000 машин – на 8,5% больше, чем в обратном направлении, в Краснодарский край. В целом с начала работы автодорожной части моста (с 16 мая 2018 г.) трафик в обе стороны превысил 8,3 млн легковых и грузовых машин, мотоциклов и автобусов.
Поехали над водой
По данным Минтранса, наибольшая месячная интенсивность движения грузовиков по Крымскому мосту в обе стороны зафиксирована в июле текущего года – 73 103 автомобиля за месяц. Суточный рекорд пришелся на 26 сентября – 2931 фура за 24 часа. По оценке Минтранса, транспортные компании сэкономили более 16 млрд руб. Проезд по мосту бесплатный, а за один рейс на пароме (линия порт «Крым» – порт «Кавказ») нужно было заплатить 19 500 руб. за фуру. Еще один плюс – открытие автодорожной части Крымского моста обеспечило бесперебойную поставку различных товаров в Крым и обратно, подчеркивает представитель министерства: в отличие от переправы сообщение между берегами не прерывалось, несмотря на штормы.
19 км
Объем перевезенных грузов по Крымскому мосту в Минтрансе не назвали. По оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, он составил около 5 млн т, в структуре грузопотока в Крым превалируют потребительские продовольственные и непродовольственные товары и моторное топливо. А ключевой проблемой для грузоперевозчиков остается обеспечение обратной загрузки для повышения эффективности транспортных операций, добавляет эксперт.
«Крым – интересное направление для грузовых перевозок. Основные заказы у нас приходятся на оптово-розничную торговлю и обрабатывающую промышленность», – рассказывает один из крупных автомобильных перевозчиков. По его словам, открытие моста значительно упростило работу. Но операторы, которые ранее работали на этом направлении, большой прибавки в грузах не ощутили, отмечает собеседник «Ведомостей». Общий рост грузоперевозок произошел, главным образом, из-за выросшего числа перевозчиков, объясняет он.
Об этом говорит и гендиректор транспортной компании «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев: «Исходя из данных нашей внутренней статистики, у нас нет оснований говорить о каких-то серьезных изменениях в динамике грузооборота с полуостровом. Еще в процессе строительства моста достаточно эффективно работала переправа, по которой регулярно ходили паромы. Конечно, стоимость переправы была существенной составляющей в конечной стоимости логистической операции, но серьезного роста запросов на доставку в Крым мы не фиксируем». При этом изменилась структура грузов, продолжает он. Из-за масштабного дорожного и инфраструктурного строительства стало больше крупногабаритных и сыпучих грузов. По словам Иевлева, крупные компании, как правило, доставляют в Крым строительные материалы и продукты, а все остальное лежит в сфере интересов небольших частных перевозчиков.

Порты теряют грузы
«В целом по характеру грузов Крым особо не отличается от других южных регионов – структура примерно такая же, что и на Черноморском побережье, – комментирует заместитель гендиректора по стратегическому развитию компании «Курьер сервис экспресс» (КСЭ) Владимир Виноградов. – Организация бизнес-процессов тоже аналогичная. А если говорить, к примеру, об интернет-заказах, то даже проще, так как в основном идет доставка на условиях предоплаты». Его компания возит в Крым экспресс-грузы и сборные грузы, включая интернет-заказы для физических лиц, запчасти и компоненты оборудования для различных предприятий.
Крым автодорожный
«Наша компания на регулярной основе осуществляет грузоперевозки в Крым автомобильным транспортом, общий срок доставки – три дня, – рассказывает Виноградов. – Грузовики идут через Краснодар, где находится наш крупный распределительный центр, который обслуживает весь южный регион страны.
Этого кросс-дока на материке вполне достаточно, чтобы оперативно сортировать груз и доставлять в Крым. Никаких проблем с подъездными путями не возникает, все четко, удобно, без перебоев».
«Систематических проблем с доставкой нет. Инфраструктура, конечно, нуждается в развитии, но дороги ремонтируются, строятся развязки, и эти работы скоро завершатся», – вторит ему один из автомобильных перевозчиков.
«В Крыму появилось очень много развязок, магистралей, мостов, – отмечает и Иевлев. – Новые дороги-артерии Крыма дают толчок для развития производства, туризма. За последние 3–4 года мы отмечаем серьезный рост количества автомобильного транспорта – примерно в 3–4 раза». По его словам, назрела необходимость разгрузить города объездными дорогами. Строящаяся трасса «Таврида» станет хорошим решением этого вопроса, замечает он. Стоимость этого проекта – 166 млрд руб. Как предполагается, четырехполосная «Таврида» длиной 250 км до конца 2020 г. свяжет такие города, как Керчь, Феодосия, Белогорск, Симферополь, Бахчисарай и Севастополь. Проект реализуется поэтапно, пока открыто рабочее движение по одной полосе в каждую сторону до Симферополя. «Кроме того, реализуется большой объем мероприятий по ремонту и реконструкции автомобильных дорог, как на территории Республики Крым, так и в Севастополе», – добавляет представитель Минтранса.
Дорожная сеть расширяется и со стороны Краснодарского края. Федеральным проектом «Коммуникации между центрами экономического роста», входящим в состав Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г., предусмотрены мероприятия по реконструкции автодороги А-289 Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк – автомобильная дорога А-290 Новороссийск – Керчь, напоминает представитель Минтранса. Завершить строительство новой трассы планируется до конца 2024 г. «Строительство и реконструкция участков трассы с учетом обхода населенных пунктов сделают ее наиболее комфортным и быстрым маршрутом в Крым при движении из центральной части России и непосредственно из Краснодара», – замечает представитель министерства.
В августе 2019 г. стало известно, что Минтранс, Росавтодор и госкомпания «Автодор» обсуждают строительство новой бесплатной скоростной трассы, которая соединит Краснодар с Крымским мостом. Предполагается построить 128 км новой дороги, говорил представитель Минтранса. По сути, это новое направление трассы А-289 от пересечения с будущим Дальним западным обходом Краснодара до автодороги А-290. Завершить работы планируется в 2022 г., рассказывал он.
Вагоны едут на помощь
В 2020 г. можно прогнозировать рост общего трафика грузов в Крым – в первую очередь за счет запуска железнодорожного сообщения, которое традиционно считается наиболее рентабельным из всех сухопутных видов транспорта для грузоперевозок, говорит гендиректор проектно-строительной компании «Вальтер констракшн» Евгений Вальтер. Но это касается только тех грузов, которые поставляются из удаленных от полуострова регионов России, отмечает он. По его мнению, при поставках с материковой части ближних регионов к Крыму, как и сейчас, будет использоваться автомобильный транспорт. «Он более удобен в поставках грузов средних партий и более понятен для формирования спроса со стороны среднего и малого предпринимательства», – поясняет Вальтер.
5,1 млн чел.
Регулярное железнодорожное сообщение через Крымский мост откроется декабре 2019 г. Сначала поедут пассажирские поезда, а в 2020 г. к ним добавятся грузовые составы. Пропускная мощность двухпутной железной дороги – до 47 пар поездов в сутки. Они смогут проезжать мост со скоростью до 120 км/ч (грузовые – до 80 км/ч). Ожидается, что по железной дороге будет перевозиться до 9,5 млн т грузов в год против 2,5 млн т, которые перевозились с помощью паромной переправы, говорил ранее заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук.
На территории Крыма действуют те же железнодорожные тарифы на грузоперевозки, что и в России в целом, перевозит грузы ФГУП «Крымские железные дороги». Крупнейшие российские грузовые железнодорожные операторы – Федеральная грузовая компания («дочка» РЖД) и Первая грузовая компания, а также Союз операторов железнодорожного транспорта – не стали комментировать тему перевозок в Крым. Проблем не предвидится, говорит и один из российских железнодорожных операторов. Передавать составы крымскому перевозчику технологически будет не сложно, отмечал ранее и Савчук. По такому принципу будет организовано и пассажирское движение по железной дороге.
«Крупные игроки рынка, связанные с перевозкой товаров длительного срока хранения, очень ждут открытия железнодорожной ветки, – говорит Иевлев. – Часть грузов перейдет на рельсы, тем самым у грузоотправителя появится больше возможностей оптимизировать свои логистические процессы, выбирать маршрут и вид транспорта, исходя из характера груза, срочности перевозки и других факторов».
Кроме того, как и в автомобильных перевозках, появится возможность снизить расходы на доставку грузов. Стоимость паромной переправы груженого и порожнего вагона, а также накат вагона на паром в портах Кавказ и Керчь составляла 50 000–70 000 руб. за вагон.
По оценке Вальтера, автомобильный поток грузового транспорта после запуска железнодорожного сообщения снизится на 10–15%. В первую очередь на железную дорогу могут перейти грузы, связанные со строительной отраслью, тяжелой промышленностью, а также энергетикой и машиностроением, считает он. По мнению Бурмистрова, запуск железнодорожных перевозок не повлияет на логистику потребительских товаров, но часть перевозок наливных грузов будет переориентирована с автомобильного на железнодорожный транспорт. По прогнозам КСЭ, в 2020 г. объем доставки автотранспортом экспресс-грузов, а также сборных грузов сохранится на том же уровне, несмотря на появление железнодорожного сообщения с Крымом. «Это обусловлено тем, что такие отправления не тяжеловесные, т. е. оптимальные для автотранспорта, который обеспечивает достаточно высокую скорость доставки при вполне приемлемой стоимости», – поясняет Виноградов.
Запуск железнодорожного сообщения даст сильный импульс к развитию крымской экономики, а это, в свою очередь, будет способствовать увеличению общего грузопотока, подчеркивает Вальтер. Грузоперевозки будет стимулировать и растущий пассажиропоток, отмечает один из транспортных операторов. Туристов будет больше, а значит, будет расти потребительский спрос в республике, поясняет он. Эта тенденция со временем позволит автотранспортным компаниям компенсировать уход части грузов на железную дорогу. По оценке Вальтера, в перспективе ближайших пяти лет по железнодорожным путям в Крым будет поступать до 13–15 млн т грузов, автомобильным транспортом – 6–8 млн т.
Валовой региональный продукт (ВРП) Крыма, который в 2018 г. оставил 416 млрд руб., по итогам 2019 г. может вырасти более чем на 5%, говорил недавно первый замминистра экономического развития республики Анушаван Агаджанян. Это связано с «ожидаемым ростом промышленного производства, строительной и транспортной отраслей, ростом товарооборота», пояснил он (его слова приводило «РИА Новости»). Власти Крыма ожидают, что экономика региона будет расти в последующие годы.
