Открытие Крымского моста упростило и увеличило грузоперевозки на полуостров
Спрос поддерживают масштабные дорожно-строительные работы и общее развитие экономики регионаГрузовое движение на Крымском мосту действует уже более года. Движение машин с разрешенной максимальной массой более 3,5 т было открыто в октябре 2018 г. За 14 месяцев по мосту проехало свыше 865 000 грузовиков, а годовой грузовой трафик в 2,5 раза превысил аналогичный показатель Керченской паромной переправы – в 2016–2018 гг. паромы перевезли суммарно 850 000 фур, приводит данные представитель Минтранса. Причем грузопотоки в Крым и из Крыма отличались ненамного: в направлении полуострова проехало более 450 000 машин – на 8,5% больше, чем в обратном направлении, в Краснодарский край. В целом с начала работы автодорожной части моста (с 16 мая 2018 г.) трафик в обе стороны превысил 8,3 млн легковых и грузовых машин, мотоциклов и автобусов.
Поехали над водой
По данным Минтранса, наибольшая месячная интенсивность движения грузовиков по Крымскому мосту в обе стороны зафиксирована в июле текущего года – 73 103 автомобиля за месяц. Суточный рекорд пришелся на 26 сентября – 2931 фура за 24 часа. По оценке Минтранса, транспортные компании сэкономили более 16 млрд руб. Проезд по мосту бесплатный, а за один рейс на пароме (линия порт «Крым» – порт «Кавказ») нужно было заплатить 19 500 руб. за фуру. Еще один плюс – открытие автодорожной части Крымского моста обеспечило бесперебойную поставку различных товаров в Крым и обратно, подчеркивает представитель министерства: в отличие от переправы сообщение между берегами не прерывалось, несмотря на штормы.
19 км
такова общая протяженность Крымского моста, протянувшегося через Керченский пролив. Его общая стоимость – почти 228 млрд руб., а с подъездными путями – около 300 млрд руб.
Объем перевезенных грузов по Крымскому мосту в Минтрансе не назвали. По оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, он составил около 5 млн т, в структуре грузопотока в Крым превалируют потребительские продовольственные и непродовольственные товары и моторное топливо. А ключевой проблемой для грузоперевозчиков остается обеспечение обратной загрузки для повышения эффективности транспортных операций, добавляет эксперт.
«Крым – интересное направление для грузовых перевозок. Основные заказы у нас приходятся на оптово-розничную торговлю и обрабатывающую промышленность», – рассказывает один из крупных автомобильных перевозчиков. По его словам, открытие моста значительно упростило работу. Но операторы, которые ранее работали на этом направлении, большой прибавки в грузах не ощутили, отмечает собеседник «Ведомостей». Общий рост грузоперевозок произошел, главным образом, из-за выросшего числа перевозчиков, объясняет он.
Об этом говорит и гендиректор транспортной компании «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев: «Исходя из данных нашей внутренней статистики, у нас нет оснований говорить о каких-то серьезных изменениях в динамике грузооборота с полуостровом. Еще в процессе строительства моста достаточно эффективно работала переправа, по которой регулярно ходили паромы. Конечно, стоимость переправы была существенной составляющей в конечной стоимости логистической операции, но серьезного роста запросов на доставку в Крым мы не фиксируем». При этом изменилась структура грузов, продолжает он. Из-за масштабного дорожного и инфраструктурного строительства стало больше крупногабаритных и сыпучих грузов. По словам Иевлева, крупные компании, как правило, доставляют в Крым строительные материалы и продукты, а все остальное лежит в сфере интересов небольших частных перевозчиков.
Порты теряют грузы
Морские порты в Крыму расположены в Керчи (на фото), Севастополе, Феодосии, Ялте и Евпатории. Участники рынка предполагали, что мост заберет у них часть грузов. Так и произошло: по итогам 10 месяцев 2019 г. грузооборот снизился на 54,1% в сравнении с тем же периодом годом ранее и составил 3,73 млн т, приводит данные Вальтер. Наибольший спад пришелся на Керченский порт – там перевалка грузов сократилась на 59,7% до 2,71 млн. «Возможности крымских портов по перевалке грузов оказались невостребованными, и дальше ситуация, скорее всего, будет только усугубляться», – продолжает Вальтер. По его мнению, с запуском железнодорожного сообщения такое количество портов в Крыму будет чрезмерным, поэтому некоторые из них логичнее будет переориентировать на обслуживание пассажирских и круизных судов.
«В целом по характеру грузов Крым особо не отличается от других южных регионов – структура примерно такая же, что и на Черноморском побережье, – комментирует заместитель гендиректора по стратегическому развитию компании «Курьер сервис экспресс» (КСЭ) Владимир Виноградов. – Организация бизнес-процессов тоже аналогичная. А если говорить, к примеру, об интернет-заказах, то даже проще, так как в основном идет доставка на условиях предоплаты». Его компания возит в Крым экспресс-грузы и сборные грузы, включая интернет-заказы для физических лиц, запчасти и компоненты оборудования для различных предприятий.
Крым автодорожный
«Наша компания на регулярной основе осуществляет грузоперевозки в Крым автомобильным транспортом, общий срок доставки – три дня, – рассказывает Виноградов. – Грузовики идут через Краснодар, где находится наш крупный распределительный центр, который обслуживает весь южный регион страны.
Этого кросс-дока на материке вполне достаточно, чтобы оперативно сортировать груз и доставлять в Крым. Никаких проблем с подъездными путями не возникает, все четко, удобно, без перебоев».
«Систематических проблем с доставкой нет. Инфраструктура, конечно, нуждается в развитии, но дороги ремонтируются, строятся развязки, и эти работы скоро завершатся», – вторит ему один из автомобильных перевозчиков.
«В Крыму появилось очень много развязок, магистралей, мостов, – отмечает и Иевлев. – Новые дороги-артерии Крыма дают толчок для развития производства, туризма. За последние 3–4 года мы отмечаем серьезный рост количества автомобильного транспорта – примерно в 3–4 раза». По его словам, назрела необходимость разгрузить города объездными дорогами. Строящаяся трасса «Таврида» станет хорошим решением этого вопроса, замечает он. Стоимость этого проекта – 166 млрд руб. Как предполагается, четырехполосная «Таврида» длиной 250 км до конца 2020 г. свяжет такие города, как Керчь, Феодосия, Белогорск, Симферополь, Бахчисарай и Севастополь. Проект реализуется поэтапно, пока открыто рабочее движение по одной полосе в каждую сторону до Симферополя. «Кроме того, реализуется большой объем мероприятий по ремонту и реконструкции автомобильных дорог, как на территории Республики Крым, так и в Севастополе», – добавляет представитель Минтранса.
Дорожная сеть расширяется и со стороны Краснодарского края. Федеральным проектом «Коммуникации между центрами экономического роста», входящим в состав Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г., предусмотрены мероприятия по реконструкции автодороги А-289 Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк – автомобильная дорога А-290 Новороссийск – Керчь, напоминает представитель Минтранса. Завершить строительство новой трассы планируется до конца 2024 г. «Строительство и реконструкция участков трассы с учетом обхода населенных пунктов сделают ее наиболее комфортным и быстрым маршрутом в Крым при движении из центральной части России и непосредственно из Краснодара», – замечает представитель министерства.
В августе 2019 г. стало известно, что Минтранс, Росавтодор и госкомпания «Автодор» обсуждают строительство новой бесплатной скоростной трассы, которая соединит Краснодар с Крымским мостом. Предполагается построить 128 км новой дороги, говорил представитель Минтранса. По сути, это новое направление трассы А-289 от пересечения с будущим Дальним западным обходом Краснодара до автодороги А-290. Завершить работы планируется в 2022 г., рассказывал он.
Вагоны едут на помощь
В 2020 г. можно прогнозировать рост общего трафика грузов в Крым – в первую очередь за счет запуска железнодорожного сообщения, которое традиционно считается наиболее рентабельным из всех сухопутных видов транспорта для грузоперевозок, говорит гендиректор проектно-строительной компании «Вальтер констракшн» Евгений Вальтер. Но это касается только тех грузов, которые поставляются из удаленных от полуострова регионов России, отмечает он. По его мнению, при поставках с материковой части ближних регионов к Крыму, как и сейчас, будет использоваться автомобильный транспорт. «Он более удобен в поставках грузов средних партий и более понятен для формирования спроса со стороны среднего и малого предпринимательства», – поясняет Вальтер.
5,1 млн чел.
таким был пассажиропоток в 2018 г. в аэропорту Симферополь, указано на его сайте. Таким же он был и в 2017 г. За весенне-летний период навигации 2019 г. (с 31 марта по 26 октября) аэропорт обслужил 4,1 млн человек. Рейсы из аэропорта Симферополь совершали 19 авиакомпаний по 56 направлениям. Новый терминал аэропорта Симферополь площадью 78 000 кв. м был открыт в апреле 2018 г. Его строительство обошлось в 32 млрд руб. Аэровокзальный комплекс рассчитан на обслуживание 6,5 млн пассажиров
Регулярное железнодорожное сообщение через Крымский мост откроется декабре 2019 г. Сначала поедут пассажирские поезда, а в 2020 г. к ним добавятся грузовые составы. Пропускная мощность двухпутной железной дороги – до 47 пар поездов в сутки. Они смогут проезжать мост со скоростью до 120 км/ч (грузовые – до 80 км/ч). Ожидается, что по железной дороге будет перевозиться до 9,5 млн т грузов в год против 2,5 млн т, которые перевозились с помощью паромной переправы, говорил ранее заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук.
На территории Крыма действуют те же железнодорожные тарифы на грузоперевозки, что и в России в целом, перевозит грузы ФГУП «Крымские железные дороги». Крупнейшие российские грузовые железнодорожные операторы – Федеральная грузовая компания («дочка» РЖД) и Первая грузовая компания, а также Союз операторов железнодорожного транспорта – не стали комментировать тему перевозок в Крым. Проблем не предвидится, говорит и один из российских железнодорожных операторов. Передавать составы крымскому перевозчику технологически будет не сложно, отмечал ранее и Савчук. По такому принципу будет организовано и пассажирское движение по железной дороге.
«Крупные игроки рынка, связанные с перевозкой товаров длительного срока хранения, очень ждут открытия железнодорожной ветки, – говорит Иевлев. – Часть грузов перейдет на рельсы, тем самым у грузоотправителя появится больше возможностей оптимизировать свои логистические процессы, выбирать маршрут и вид транспорта, исходя из характера груза, срочности перевозки и других факторов».
Кроме того, как и в автомобильных перевозках, появится возможность снизить расходы на доставку грузов. Стоимость паромной переправы груженого и порожнего вагона, а также накат вагона на паром в портах Кавказ и Керчь составляла 50 000–70 000 руб. за вагон.
По оценке Вальтера, автомобильный поток грузового транспорта после запуска железнодорожного сообщения снизится на 10–15%. В первую очередь на железную дорогу могут перейти грузы, связанные со строительной отраслью, тяжелой промышленностью, а также энергетикой и машиностроением, считает он. По мнению Бурмистрова, запуск железнодорожных перевозок не повлияет на логистику потребительских товаров, но часть перевозок наливных грузов будет переориентирована с автомобильного на железнодорожный транспорт. По прогнозам КСЭ, в 2020 г. объем доставки автотранспортом экспресс-грузов, а также сборных грузов сохранится на том же уровне, несмотря на появление железнодорожного сообщения с Крымом. «Это обусловлено тем, что такие отправления не тяжеловесные, т. е. оптимальные для автотранспорта, который обеспечивает достаточно высокую скорость доставки при вполне приемлемой стоимости», – поясняет Виноградов.
Запуск железнодорожного сообщения даст сильный импульс к развитию крымской экономики, а это, в свою очередь, будет способствовать увеличению общего грузопотока, подчеркивает Вальтер. Грузоперевозки будет стимулировать и растущий пассажиропоток, отмечает один из транспортных операторов. Туристов будет больше, а значит, будет расти потребительский спрос в республике, поясняет он. Эта тенденция со временем позволит автотранспортным компаниям компенсировать уход части грузов на железную дорогу. По оценке Вальтера, в перспективе ближайших пяти лет по железнодорожным путям в Крым будет поступать до 13–15 млн т грузов, автомобильным транспортом – 6–8 млн т.
Валовой региональный продукт (ВРП) Крыма, который в 2018 г. оставил 416 млрд руб., по итогам 2019 г. может вырасти более чем на 5%, говорил недавно первый замминистра экономического развития республики Анушаван Агаджанян. Это связано с «ожидаемым ростом промышленного производства, строительной и транспортной отраслей, ростом товарооборота», пояснил он (его слова приводило «РИА Новости»). Власти Крыма ожидают, что экономика региона будет расти в последующие годы.