В России разработаны стандарты для улучшенных продуктов питания
Но они могут помешать продвижению такой еды, опасаются экспертыРосстандарт утвердил национальные стандарты для продукции «с улучшенными экологическими характеристиками», рассказал «Ведомостям» человек, близкий к разработчикам, и подтвердил представитель агентства.
Создать российский бренд экологически чистой сельскохозяйственной продукции в феврале поручил президент Владимир Путин. Эта продукция задумана как лучшая по качеству, чем обычная, но более доступная массовому потребителю, чем органическая. На зеленую продукцию придется до 10–15% от всего агроэкспорта к 2024 г., который составит $45 млрд, говорил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.
Пока нет официального разделения продуктов по степени экологической безопасности. Но уже со следующего года появится органическая продукция (без удобрений, пестицидов и др.) – закон о ней вступит в силу с 1 января.
А вот для продукции с улучшенными экологическими характеристиками можно использовать определенное количество высококачественных, высококлассных удобрений, объяснял Патрушев (цитата по ТАСС). Это и сделает ее доступной широкому кругу граждан. Законопроект о ней на межведомственном согласовании, говорит представитель Минсельхоза.
Национальные стандарты (ГОСТы) таких продуктов разрабатывало Роскачество как раз при участии производителей удобрений – «Фосагро», «Уралхима», а также Союза органического земледелия, Экологического союза и др. Это позволит сократить негативное влияние производства и потребления на окружающую среду и здоровье человека, в них учтен международный опыт, уверяет представитель Роскачества.
Четыре принятых стандарта описывают продукцию: без использования ГМО, ионизирующего излучения, ультрафиолетовых лучей, обособленное производство и т. д., указано в стандартах. Допускается применение пестицидов, удобрений, добавок, но с улучшенными экологическими характеристиками – на них должны быть приняты российские или межгосударственные стандарты.
Еще два стандарта описывают непосредственно удобрения: установлены нормы примесей тяжелых металлов. Некоторые из них строже, чем самые строгие требования Евросоюза, который считается самым прогрессивным в мире с точки зрения экологической безопасности, говорит гендиректор «Фосагро» и президент Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Андрей Гурьев и приводит пример: в ЕС требование к содержанию кадмия – 60 мг/кг, в Венгрии, Словакии, Финляндии – 22 мг/кг, а в российском стандарте оно еще ниже – 20 мг/кг. Российские удобрения и так им соответствуют, говорят Гурьев и руководитель управления по связям с органами государственной власти «Уралхима» Константин Иванов. Содержание тяжелых металлов в российских удобрениях одно из самых низких, это особенность месторождений, подтверждает Максим Худалов из АКРА.
По мнению Гурьева, использующие эти удобрения сельхозпроизводители без дополнительных затрат смогут называть свою продукцию зеленой и использовать это как конкурентное преимущество на внешних рынках. В 2018 г. потребление минеральных удобрений в России достигло 3,1 млн т в действующем веществе. По данным РАПУ, практически 100% поставок приходится на российских производителей.
«Наше естественное преимущество, я думаю, что все с этим согласятся, – это огромные природные возможности, их нужно использо- вать для увеличения производства экологиче- ски чистой продукции. Поручаю правитель- ству создать защищенный бренд отечествен- ной чистой «зеленой» продукции, он должен подтверждать, что в ее производстве использовались только безопасные для здоровья людей технологии, служить гарантией качества на внешнем и внутреннем рынке. На внешнем пойдет все «влет», я вас уверяю». Из послания Федеральному собранию, февраль 2019 г.
Получается, что зеленой предлагается называть продукцию, имеющую минимальные отличия от обычной, резюмирует гендиректор Союзмолока Артем Белов.
Для создания экологически безопасной продукции норм только по удобрениям недостаточно, подход к стандартам должен быть комплексным, говорит директор Экологического союза Юлия Грачева. Нормы по другим веществам – пестицидам, ароматизаторам, пищевым добавкам и др. – будут разработаны позже, обещает представитель Роскачества. Необходимы также более жесткие требования и к содержанию вредных веществ в продукции, к организации производства, обращению с отходами, грамотному внесению удобрений, пестицидов и т. д., считает Грачева.
Спрос на полезные продукты есть: 22% потребителей с большой вероятностью купят товар с надписью «био», «эко» или «органик», подсчитывал GfK. Люди все больше стремятся к здоровому образу жизни и есть те, кто готов платить за такие продукты больше, стоят они обычно дороже, а скидки на них в торговых сетях реже и меньше, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Появление новой зеленой продукции создаст еще больше путаницы у потребителя, это может не помочь, а даже помешать продвижению, предупреждает Белов. Особенно может пострадать органика, требования для нее более сложные, а их выполнение – затратное. Ей будет сложно конкурировать с более доступной зеленой продукцией, считает он.
Обычно для производителей такая продукция – возможность больше заработать, она рентабельнее, считает Бурмистров. По мнению владельца «Эконивы» Штефана Дюрра, зеленая продукция может стоить на 10–15% дороже, чем обычная, а органика – на 50% и выше. «Эконива» готова использовать такой бренд, но важно, чтобы государство его продвигало и этот знак что-то говорил потребителю, подчеркивает Дюрр. Такая идея потенциально интересна и для «Черкизово», сказал представитель агрохолдинга.
Вряд ли этим удастся привлечь потребителя – за годы, пока не было регулирования, он разочаровался во всех этих обозначениях и вряд ли еще один «зеленый стандарт» позволит дополнительно увеличить стоимость и маржинальность продукции, считает директор брендингового агентства Depot Алексей Андреев. «Теперь придется заново убеждать народ, что теперь-то все по-настоящему», – говорит Андреев. Но в любом случае такие национальные бренды – это прежде всего инструмент маркетинга, считает он.
Продажи органики в России – $160 млн в год, это меньше 1% от всех продуктов питания, по данным Союза органического земледелия.