Эдуард Худайнатов хочет построить мегапорт на Дальнем Востоке

Проект по перевалке 35 млн т угля и нефти оценивается почти в $1 млрд
В скором времени в этих краях появятся танкеры и угольные балкеры
В скором времени в этих краях появятся танкеры и угольные балкеры / Юрий Смитюк / ТАСС

ООО «Морской порт «Коулстар» (МПК), 100%-ная «дочка» угольной компании «Коулстар» (75,1% – у бывшего гендиректора «Роснефти» Эдуарда Худайнатова), готовит проект перевалочного терминала на Дальнем Востоке, сообщили «Ведомостям» несколько человек, знакомых с планами бизнесмена. Компания уже подготовила декларацию о намерениях инвестировать в Морской порт «Аврора» и передала ее в администрацию портов Приморского края, знает один из них. Построить новый терминал предлагается в районе бухты Безымянная в Приморском крае, сказано в документе, с копией которого ознакомились «Ведомости», его подлинность подтвердил один из собеседников. Оценка проекта – около 57,8 млрд руб., финансировать его планируется полностью из собственных средств, сказано в документе.

МПК был создан в июне этого года, по данным «СПАРК-Интерфакса», в декларации указано, что компания организована специально под проект «Морской порт «Аврора». Пропускная способность нового терминала составит максимум 35 млн т в год, из которых 25 млн т – уголь и 10 млн т – сырая нефть. Грузовую базу для проекта должны полностью обеспечить «Коулстар» и принадлежащий «Нефтегазхолдингу» (холдинг Худайнатова) Хабаровский НПЗ. Они готовы предоставить необходимое для работы порта количество грузов уже в 2023 г., это следует из приложенных к декларации гарантийных писем гендиректоров обеих компаний. C учетом разработки и согласования проектной документации новый порт предполагается построить в течение 3,5 года. 

Представитель Худайнатова и «Нефтегазхолдинга» отказался отвечать на запрос «Ведомостей».

Начальные капитальные вложения в проект указаны исходя из цен III квартала 2019 г. Более 17,6 млрд руб. МПК закладывает на возведение угольного терминала, 25,2 млрд – на нефтеналивной терминал. Суммарная стоимость железнодорожных подходов к будущему порту – 11,2 млрд руб. Все составляющие проекта, в том числе объекты, которые отойдут в федеральную собственность, МПК обещает профинансировать из собственных средств – с последующей компенсацией части затрат через инвестиционное соглашение с ФГУП «Росморпот».

Затраты на расширение железнодорожных подходов оценены очень оптимистически, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к РЖД. Порт «Аврора» не учтен в программе развития РЖД, объясняет он, более того, в РЖД пока никто не оценивал, сколько понадобится инвестиций, чтобы удовлетворить потребности новых перевалочных мощностей. От «Авроры» до инфраструктуры РЖД, ветки Смоляниново – Дунай, придется проложить около 80 км путей, указывает другой близкий к РЖД собеседник, а это кратное увеличение расходов.

Общий доход, который МПК рассчитывает получить от оказания стивидорных услуг за 25 лет, превышает 420 млрд руб., говорится в документе, но этот показатель рассчитан исходя из полной загрузки нового терминала.

У «Нефтегазхолдинга» нет добывающих активов на Дальнем Востоке, которые могли бы обеспечить экспорт 10 млн т сырой нефти в год, – годовая добыча в целом существенно меньше, указывает аналитик АКРА Василий Танурков: «Основной перспективный проект «Нефтегазхолдинга» – Пайяха – по географическим причинам также никак не может стать источником поставок нефти через Дальний Восток. Порт мог бы служить для перевалки нефтепродуктов с Хабаровского НПЗ – «Нефтегазхолдинг» заявлял о планах довести производство до 10 млн т в год. Но даже в этом случае НПЗ сможет обеспечить лишь часть мощности порта – до половины мощностей завода должны обеспечивать поставки на внутренний рынок на Дальнем Востоке». Не исключено, что для загрузки «Авроры» Худайнатов рассчитывает на сторонних производителей, например «Роснефть», полагает он.

«Коулстар» производит 3 млн т энергетического угля, план на 2025 г. – 20 млн т в год, говорит руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов. «Текущая цена угля на азиатских рынках – около $67 за тонну FOB Australia, наличие собственной инфраструктуры критически важно для производителя. Железная дорога и перевалка в порту – 60–70% себестоимости российского угля, если у них нет своих вагонов и портовых мощностей», – сказал Красноженов.

Увеличить добычу в 7 раз за пять лет – оптимистический план, говорит старший директор АКРА Максим Худалов. «Новые 25 млн т угля нетрудно добыть, но будет трудно вывезти. Портовых мощностей на Дальнем Востоке хватает – но вот дорога сильно перегружена, – рассуждает он. – Если оценивать проект при сегодняшнем рынке энергетического угля, он вряд ли рентабелен». В случае восстановления цен на уголь через 2–3 года новый порт на Дальнем Востоке, возможно, и будет востребован, предполагает аналитик. Но сейчас строительство терминала за сумму около 50 млрд руб. может быть для акционера «Коулстар» обременительным, считает Худалов.

Кроме уже существующих на Дальнем Востоке угольных терминалов, есть еще несколько проектов: «Порт «Вера», «Терминал «Север» и «Терминал А» (все три контролируются структурами Дмитрия Босова. – «Ведомости»), а также «Суходол» (проект группы СДС и РЖД), напоминает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Проект «Аврора» будет напрямую конкурировать с ними за грузовую базу, которая даже при оптимистическом варианте роста добычи и экспорта окажется недостаточной для полной загрузки всех портов, если они будут построены до 2025 г.», – говорит Бурмистров. Основная конкуренция сейчас смещается в сторону борьбы за привлечение средств под эти проекты, предполагает аналитик: «Кто первый сможет построить, тот и получит перевалку». Банки же в условиях снижения цен на уголь переоценивают риски таких проектов и склонны смотреть на предоставление кредитов угольным компаниям с большой осторожностью, резюмирует Бурмистров.

В качестве источника средств указываются в том числе заемные. В 2014 г. Худайнатов привлек около $4 млрд в ВТБ для покупки нефтяного бизнеса Мусы Бажаева – компании Alliance Oil. В начале нынешнего года стало известно, что структуры бизнесмена вернули этот заем – рефинансировали его у синдиката банков. На конец III квартала 2019 г. чистый долг Alliance Oil Company – $1,75 млрд, а его отношение к EBITDA – 5,1.

Подконтрольные Худайнатову структуры уже заявили несколько крупных инвестпроектов. Крупнейший из них – разработка нефтяного Пайяхского месторождения (полные затраты – $20,6 млрд). Кроме того, «Коулстар» собирается вложить в угольные проекты около 100 млрд руб., говорил гендиректор холдинга Борис Варшавский. Оценка затрат на развитие транспортной инфраструктуры и приобретение вагонов для вывоза угля из Хакасии, для этого создано СП «Коулстар» и РЖД – 57,2 млрд руб.