РЖД начнет продавать билеты на разные виды транспорта в России и за рубежом
Услуга будет доступна со следующего годаВ начале 2020 г. холдинг РЖД планирует обновить свой сайт и запустить продажи билетов в режиме мультимодальных пассажирских перевозок, рассказал директор по информационным технологиям РЖД Евгений Чаркин. На первом этапе можно будет купить билеты на поезда, самолеты и автобусы, рейсы которых состыкованы по времени прибытия и отправления. В дальнейшем к этому списку может добавиться автомобильный транспорт (такси) и водный (паромная переправа, речные скоростные суда). Также изучается возможность бронирования номеров в гостиницах.
Услуга станет доступна и в мобильном приложении «РЖД пассажирам» в 2020 г., говорит представитель РЖД.
Пока новая версия портала РЖД (ticket.rzd.ru) работает в тестовом режиме, а список маршрутов и услуг ограничен. Федеральная пассажирская компания («дочка» РЖД) также занимается мультимодальными перевозками – с участием поездов и автобусов на нескольких маршрутах.
Железнодорожные и авиационные билеты на новой платформе будут предлагаться как на внутрироссийские, так и на международные рейсы, в том числе европейских железнодорожных перевозчиков, продолжает Чаркин. Платформа РЖД будет интегрирована с популярными системами бронирования билетов – такими как Amadeus, приводит он пример. Перед покупкой клиент сможет увидеть полную стоимость всех вариантов выбранного маршрута, но приоритетными будут показываться варианты с использованием железной дороги, отмечает Чаркин. «У нас задача, с одной стороны, дать клиенту возможность мультимодальной перевозки. С другой – не уронить привлекательность нашей базовой услуги», – поясняет он. По его словам, билеты на поезда РЖД на новой платформе будут предлагаться без наценок. «Мы, конечно же, будем стараться монетизировать свои сервисы», – сказал Чаркин.
Разработчик и будущий оператор платформы для мультимодальных перевозок – совместное предприятие РЖД и компании «Онэлия» (владелец Рафаэль Мухаметшин) «Инновационная мобильность», сказал Чаркин. Инвестиции в проект он не назвал.
Всего до 2025 г. РЖД планирует инвестировать в различные сервисы цифровой платформы мультимодальных пассажирских перевозок 7,43 млрд руб. и оценивает экономический эффект от реализации этого проекта в 28 млрд руб., приводит данные представитель госмонополии.
Развитие мультимодальных перевозок – один из элементов долгосрочной стратегии РЖД и стратегии цифровой трансформации РЖД (оба документа рассчитаны до 2025 г.), напомнил Чаркин. Инвестиции госмонополии в стратегию цифровой трансформации оцениваются в 100 млрд руб., а экономический эффект от ее реализации – в 153 млрд. Среди ориентиров стратегии – увеличение доли электронных билетов в поездах дальнего следования с текущих 57 до 70%.
«РЖД движется в правильном направлении – сейчас век трансмодальности», – комментирует менеджер одной из компаний-агрегаторов. Спрос на мультимодальные перевозки растет, отмечает он: люди при построении сложных маршрутов стараются купить готовый продукт, чтобы не потерять стыковку рейсов или не нарушить визовый режим. Выгода компании в том, что при продаже комплексного продукта маржинальность выше, говорит собеседник «Ведомостей» (на уровне 3%). Игроков на рынке много («Озон.ру», «Туту.ру», «Билетикс», OneTwoTrip и проч.), но конкурентным преимуществом комплексной услуги РЖД может стать цена железнодорожного билета – у остальных на рынке они дороже (расходы на эквайринг, агентская наценка и проч.), отмечает источник.
Основными клиентами новой услуги РЖД будут те, кто пользуется в основном железнодорожным транспортом, считает член общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков. «Много компания не заработает (маржа будет составлять примерно 5%) и вряд ли сможет занять существенную долю на этом высококонкурентном рынке, – считает он. – Но у РЖД будет возможность стимулировать продажи своих билетов».
В 2018 г. пассажирские перевозки холдинга РЖД выросли на 3,4% до 1,16 млрд человек, из них 110 млн были перевезены поездами дальнего следования (рост почти на 8%). Общая выручка по МСФО составила 2,4 трлн руб., включая 251,2 млрд от пассажирских перевозок.