«Ростех» создаст гигантского вертолетного оператора
Госкорпорация сама займется оказанием регионам услуг санитарной авиацииГоскорпорация «Ростех» получила контроль в компании «Национальная служба санитарной авиации» (НССА), рассказали «Ведомостям» сотрудники двух компаний – заказчиков вертолетной техники. Представитель «Ростеха» это подтвердил. Сделка состоялась еще летом, ее условия представитель госкорпорации не раскрыл.
НССА создана в 2017 г. для оказания услуг санитарной эвакуации – их закупают субъекты Федерации. Изначально у структур «Ростеха» было в компании 25%, а 75% контролировал предприниматель Иван Яценко. Он также владеет небольшой компанией «Хелидрайв», которая занимается эвакуацией в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
НССА в 2019–2021 гг. должна была получить 150 санитарных вертолетов – 104 легких «Ансата» и 46 средних Ми-8АМТ/МТВ, в феврале ей уже передано по четыре машины каждой модели.
С парком в 150 вертолетов НССА стала бы вторым по величине вертолетным оператором в России после одного из мировых лидеров отрасли – «Ютэйр – вертолетные услуги». По данным Росавиации и «Ютэйр», в парке последней 207 машин, а с учетом дочерних иностранных компаний – около 320. На 2-м месте в России сейчас «Газпром-авиа» с 71 вертолетом.
Правда, проект НССА забуксовал еще на старте: уже в этом году НССА планировала получить не менее 50 вертолетов, но дело ограничится переданными в феврале восемью, рассказали два человека, близких к «Ростеху».
Причина в том, что не решен вопрос с финансированием. Запланированные НССА вертолеты стоят примерно 40 млрд руб., говорил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Финансирование предполагалось внешним: купить вертолеты должна была одна из лизинговых компаний «Ростеха» за счет кредитов и передать их в лизинг НССА.
Но банки кредитовать такой проект отказались из-за высоких рисков, рассказали сотрудники двух вертолетных операторов, знающие это от людей, близких к «Ростеху», и человек, близкий к «Ростеху». Обращалась НССА и в Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК), которая с 2017 г. покупает санитарные вертолеты и передает их в лизинг операторам. Но с ГТЛК не договорились по условиям, уверяют собеседники «Ведомостей».
В итоге восемь вертолетов НССА поставила принадлежащая «Ростеху» компания «Нацпромлизинг». Но «Нацпромлизинг» за эти вертолеты до сих пор, спустя почти 10 месяцев после передачи НССА и около года после фактической поставки по документам, не заплатил, уверяют три собеседника «Ведомостей». Производитель машин – холдинг «Вертолеты России» также принадлежит «Ростеху». Представители «Ростеха» и «Вертолетов России» это не комментируют. Переданная НССА партия стоит около 2,5 млрд руб.
«Возникла необходимость скорректировать проект: была пересмотрена финансовая модель», – рассказал представитель госкорпорации. Финансирование обеспечит «дочка» «Ростеха» «РТ-финанс» за счет выпуска облигаций, а лизингодателем будет другая дочерняя компания госкорпорации – «Авиакапитал-сервис», – имеющая большую экспертизу в сфере авиации, добавляет он.
Сроки поставки всех 150 вертолетов тоже сдвинуты. «В 2020–2021 гг. НССА будет поставлено 87 машин – 54 «Ансата» и 33 Ми-8, в том числе до конца 2020 г. планируется поставить 29 вертолетов», – говорит представитель «Ростеха». В дальнейшем парк будет наращиваться по мере экономических условий, добавляет он. То есть к концу 2021 г. у НССА будет 95 вертолетов вместо 150.
Финансовые риски НССА связаны с тем, что на санитарной эвакуации сложно заработать, сказали сотрудники двух операторов. На многих региональных конкурсах участники в борьбе за госконтракт снижают цену ниже себестоимости. Но все остальные авиакомпании работают и в других, доходных, вертолетных сегментах – осуществляют перевозки для нефтегазовых компаний, а некоторые – даже для ООН. Но у НССА другого бизнеса нет, отмечают собеседники «Ведомостей».
«Ростех» даже пролоббировал постановление правительства, которым НССА в 2018 г. получила статус единого санитарного оператора, а регионы – право заключать с компанией контракты без конкурса. Но НССА своим национальным статусом еще не пользовалась, потому что при заключении контрактов без конкурса летный час будет стоить 120 000–130 000 руб. А это намного ниже точки безубыточности, говорит сотрудник вертолетной компании. Для работы с минимальной рентабельностью или хотя бы в ноль летный час должен стоить примерно 175 000–185 000 руб., добавил он. Летный час для нового Ми-8, за который платится лизинг, должен стоить 220 000–280 000 руб., а средний рыночный тариф для нового Ми-8 в 2019 г. составляет 320 000 руб., говорил заместитель гендиректора «Вертолетов России» Сергей Фомин в ноябре на Вертолетном форуме в Тюмени.
«В соответствии с текущей финансовой моделью проект является полностью окупаемым и имеет хорошие экономические перспективы», – настаивает представитель «Ростеха».
Получить комментарии Яценко «Ведомостям» не удалось: запрос в его компанию «Хелидрайв» остался без ответа.