Россия добивается от ОПЕК изменения квот на добычу нефти

В стране растет производство газового конденсата
Егор Алеев / ТАСС

Россия может поднять вопрос об изменении ее квоты, установленной в соглашении стран ОПЕК и не-ОПЕК об ограничении добычи нефти, на встрече стран – участниц этого соглашения, сообщило Reuters: идея в том, чтобы исключить из расчета газовый конденсат. Об изменении методологии уже говорилось на встречах с ОПЕК, подтверждает собеседник «Ведомостей», знакомый с ходом обсуждения проблемы, Минэнерго планирует поднять ее на очередной встрече в Вене 5–6 декабря.

25 стран – как входящих в ОПЕК, так и не входящих, в конце 2016 г. договорились о регулировании добычи нефти. Участники этого соглашения пропорционально своим долям в мировой добыче нефти постепенно начиная с января 2017 г. сократили добычу совокупно на 1,8 млн баррелей в сутки в сравнении с показателем октября 2016 г. Квота России составляла 228 000 баррелей в сутки – на столько надо было уменьшить добычу. Несколько раз соглашение продлевалось, сейчас оно действует до апреля 2020 г.

Россия включает газовый конденсат в расчет квоты – в отличие от других стран, участвующих в соглашении. Раньше в этом не было проблемы, но добыча конденсата в России растет – благодаря вводу в промышленную эксплуатацию новых газовых месторождений в Арктике и Восточной Сибири.

Рост производства газового конденсата мешает России исполнять соглашение с ОПЕК. В первые две недели ноября его выполнение составило 68%, что соответствует превышению на 73 000 баррелей в сутки.

20 ноября министр энергетики Александр Новак объяснял, что Россия пытается выйти на показатель, предусмотренный соглашением, но мешает рост добычи газа и, следовательно, конденсата, который необходим для отопительных нужд. «Мы имеем в виду газовый конденсат во время зимнего периода, ввод новых месторождений газовых, которые с более увеличенным объемом газа и конденсатов. Эти нюансы нужно учитывать, этот газ нужен для отопительных нужд, конденсатный газ является попутным, считаем, что его нельзя учитывать в общих объемах добычи», – выражал уверенность Новак (цитата по «Интерфаксу»).

«Трудно достичь более высокой добычи газа, не увеличивая добычу конденсата. Так что конденсат фактически идет от нашей газовой, а не нефтяной отрасли. Если пытаться сократить производство конденсата, увеличивая добычу газа, это плохо повлияет на профиль месторождений» – таково мнение неназванного собеседника Reuters.

В 2018 г. добыча конденсата в России составляла 640 000 баррелей в сутки, по данным Росстата, а в январе – октябре 2019 г. – 660 000 баррелей в сутки.

Суточная добыча газового конденсата компаниями, входящими в группу «Газпром», в 2017–2018 гг. составляла около 320 000 баррелей в сутки и роста не демонстрировала. За три квартала 2019 г. этот показатель вырос год к году на 18 365 баррелей в сутки, следует из отчетности компании.

Добыча жидких углеводородов «Новатэком» была и будет оставаться в рамках договоренностей России с ОПЕК, подчеркивает представитель компании. С учетом доли в добыче совместных предприятий в 2017–2018 гг. этот показатель оставался на уровне около 11,8 млн т, или 237 000 баррелей в сутки. За первые три квартала 2019 г. он увеличился год к году на 288 000 т, практически весь прирост пришелся на проект «Ямал СПГ». В абсолютных цифрах это эквивалентно приросту среднесуточной добычи газового конденсата около 7730 баррелей в сутки.

«По итогам года добыча газа в России почти не вырастет, рост экспорта сжиженного природного газа в связи с запуском Ямала на полную мощность будет нивелирован падением экспорта трубопроводного газа в Европу. Поэтому сильно добыча конденсата вырасти не должна, хотя какой-то рост возможен из-за переориентации на более «жирные» месторождения», – предупреждает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.

Цель соглашения с ОПЕК – сбалансировать мировой рынок нефти, особенно это важно сейчас, когда в ближайшие год-два не исключен сценарий рецессии, а спрос будет расти медленно, продолжает он. «Не лучшее время для того, чтобы менять методологию, что по факту может привести к росту добычи и экспорта со стороны России и снизить стимулы к соблюдению соглашения другими участниками», – беспокоится он. Конденсат так же, как и нефть, влияет на баланс спроса и предложения, заключил Маринченко.

Представители ОПЕК, Минэнерго, «Роснефти», «Лукойла» и «Газпром нефти» на запросы «Ведомостей» вечером в среду не ответили.